Личность как социальный субъект

Содержание

4.2. Личность как объект и субъект социальных отношений

Ключевые понятия: понятия «человек», «индивид», «личность»; личность как объект и субъект социальных отношений; социализация и индивидуализация личности, этапы социализации; средства и направления воспитания; теории воспитания; социальный статус и социальные роли.

В социально-гуманитарных науках принято различать близкие по значению понятия: «человек», «индивид», «личность». Используя слово «человек», обычно имеют в виду биологический вид – homo sapiens (человек разумный). Термин «индивид» (от лат. individuum: неделимое) применяется для обозначения конкретного представителя этого вида. То есть, индивид – это единица биологического вида. Понятие «личность» определяет положение индивида среди конкретных социальных общностей.

Личность – это социальная характеристика индивида. В социологии понятие личности рассматривается, во-первых, в связи с взаимодействием индивидов с конкретными малыми или большими социальными группами (коллективами, этническими общностями, классами и др.) и, во-вторых, с позиций социальных особенностей индивида, определяемых его интересами, потребностями, ценностными ориентациями.

Личность в системе социальных отношений

Формирование личности возможно лишь в контакте с социальной средой. С одной стороны социальные отношения формируют личность. Здесь она выступает в роли объекта этих отношений. С другой стороны – каждая личность способна, так или иначе, влиять на социальные отношения, видоизменяя их, то есть быть в качестве субъекта этих отношений. Иначе говоря, личность может выступать одновременно и в качестве объекта и в роли субъекта окружающих ее социальных отношений (см. рис. 2).

Социальные отношения Личность (субъект)

↓ ↓

Личность (объект) Социальные отношения

Рис. 2. Личность в роли объекта и субъекта социальных отношений.

Можно сказать иначе. Взаимодействия личности с социальной среды наглядно характеризуют две ее формы:

1) адаптация, то есть, пассивное приспособление индивида к окружающей действительности;

2) интеграция – активное взаимодействие личности со средой, когда не только среда влияет на личность, но и личность участвует в ее формировании.

Каждый индивид уникален, не похож на других. Причем не только по внешним, физическим качествам, но и с точки зрения социальных характеристик. Эта уникальность вытекает из тех условий, в которых формировалось социальное «Я» индивида на протяжении всей его жизни, а также персональными качествами, связанными с физическими особенностями, способностями, склонностями, которые в значительной степени детерминированы генетическими факторами.

Социологическая наука исследует личность не как уникальное, неповторимое явление. Этим занимается педагогика, психология и ряд других наук, ориентированных на решение конкретных проблем поведения индивидов. Социологов интересует личность как социальная общность: личность студента, личность учителя, личность рабочего, то есть типологизированная личность, которая отражает то общее, чем отличаются конкретные социальные группы людей, с точки зрения их личностных характеристик. Например, студенты факультета физического воспитания отличаются от студентов других факультетов по уровню физического развития, склонности к активным формам времяпрепровождения и ряду других показателей.

Процесс усвоения личностью окружающих ее социальных норм и ценностей принято называть социализацией. Здесь личность выступает в роли объекта отношений. Развитие индивидуальных качеств личности как субъекта общественных отношений обозначают в социологии понятием индивидуализация.

Воспитание личности можно определить, во-первых, как сложный и длительный процесс приобщения личности к социальным нормам и ценностям, характерным для того или иного общества в конкретных исторических условиях (социализация) и, во-вторых, как развитие индивидуальных способностей и возможностей в интересах общества, отдельных социальных групп, самой личности (индивидуализация).

Доминирование в воспитании элементов социализации над индивидуализацией не желательно. В процессе такого воспитания сформируется конформист, чрезмерно зависимый от окружающих людей, неспособный самостоятельно принимать решения. Если преобладает индивидуализация, будет воспитан индивидуалист, ориентированный на эгоцентризм, пренебрежение к коллективным интересам.

Иначе говоря, основные цели воспитания связаны, с приобщением индивида к социальным нормам и ценностям, то есть к основным составляющим духовной культуры. Этот процесс должен учитывать также особенности, способности, интересы и потребности индивида. То есть, социализация личности должна оптимально сочетаться с ее индивидуализацией. Только в этом случае может сформироваться гармонично развитая личность.

К основным механизмам целенаправленного развития личности можно отнести наличие ряда условий и факторов, среди которых нередко выделяют так называемые средства воспитания. Их примерный перечень:

1. Семья – ребенок тяготеет к выбору стиля жизни и образа поведения, которые присущи его семье, его родителям.

2. Группы «равных» – включают друзей одного возраста.

3. Школа – кроме формального процесса обучения существует скрытый процесс воспитания: правила школьной жизни, авторитет учителя, его реакции на те или иные действия, влияние особой «школьной среды.

4. Средства массовой коммуникации – газеты, журналы, кино, радио, телевидение, которые влияют на воспитание личности.

5. Трудовые коллективы – важнейший фактор социализации индивида.

6. Религиозные организации – нередко являются сильным средством духовно-нравственного воздействия на личность.

7. Общественное объединения – создают неповторимую для каждого индивида социальную среду, формирующую его как личность.

Выделяют важнейшие направления воспитания, среди которых:

● идейно-политическое – формирование политической культуры;

● трудовое – развитие добросовестного отношения к труду;

● нравственное – усвоение норм и принципов морали;

● эстетическое – расширение потребности в прекрасном;

● экологическое – оптимизация отношения человека к природе;

● религиозное – приобщение к религиозным ценностям;

● физическое – развитие физических возможностей индивида.

Часто выделяют и другие средства и направления воспитания. Но, видимо, говоря о воспитании, следует, прежде всего, иметь в виду приобщение к культуре. Например: к политической культуре, культуре труда, религиозной культуре, физической культуре.

Этапы социализации личности

Социализация – это приобщение личности к духовным ценностям и нормам поведения, которые сложились в обществе. Личность в процессе своего формирования заимствует правила взаимодействия друг с другом, взгляды, убеждения, ориентации, доминирующие в окружающей его социальной среде. Она должна согласиться с господствующими представлениями о мире, включая образ жизни людей, признать своими способы жизнедеятельности, нравственные идеалы, правила «игры», доминирующие в обществе, или вступить с ним в конфликт.

Весь жизненный путь человека от рождения до смерти разделяется на отдельные периоды (этапы): детство, юность, зрелость, старость. На каждом из них личность усваивает ценности и нормы, сложившиеся в обществе, развивает свои индивидуальные качества, включается в систему социальных связей и взаимодействий.

Процесс социализации личности можно подразделить на два этапа:

1) первичная социализация – проходит в детские и подростковые годы жизни индивида;

2) вторичная социализация – это развитие личности в последующие годы жизни.

На начальном этапе социализации особенно сильно на становление личности влияет семья, дошкольные и школьные учреждения, а также группы равных – компаний друзей и сверстников.

Именно от того, как распределялись семейные роли, кто глава семьи, насколько дружеские и теплые отношения были в семье, какие способы и методы поощрения или наказания применяются. Если власть в семье безоговорочно принадлежала одному человеку, если решения принимались единолично главой семьи, если пресекались дискуссии, свободное волеизъявление – в таких условиях вырастает либо сторонник диктатуры (если глава семьи был уважаемой личностью), либо, наоборот, активный противник авторитарных отношений (если семейный лидер не пользовался любовью).

На поведение будущего гражданина большое влияние оказывают дошкольные, школьные, другие государственные и общественные учреждения. От того, насколько эффективно и ответственно они осуществляют свои функции, во многом зависит, станет ли индивид полноценным гражданином своего общества или пополнит ряды лиц с девиантным, то есть социально не приемлемым поведением.

Доминирующее направление развития личности зависит также от ориентаций в так называемых «группах равных». Способы распределения власти, групповых ролей в компаниях сверстников, как свидетельствует опыт, может заметно повлиять на формирование субъективных представлений об «идеальной» модели взаимодействия с окружающим миром, а отношения в группах подростков в будущем могут стать прообразом «оптимального» взаимодействия с окружающим миром. При этом, стереотипы, сформированные в детском и подростковом возрасте, часто оказываются долговечными и сохраняются, нередко, на протяжении всей последующей жизни.

Окончание первого этапа социализации не связано с конкретным, одинаковым для всех возрастом. Признаки завершения первичной социализации, то есть превращения ребенка во взрослого человека могут быть, примерно, следующие:

● способность самостоятельно зарабатывать необходимые для полноценной жизни материальные средства;

● умение правильно распоряжаться деньгами, выбор оптимального и полезного для здоровья образа жизни, независимо от родителей;

● самодисциплина и самоконтроль над своим поведением.

Второй этап социализации связан с воздействием на личность сложного комплекса объективных и субъективных факторов, определяющих его социальные ориентации и поведение в юности, зрелости и старости. В эти годы на процесс социализации личности особенно сильно влияют различные социальные институты, включая систему образования, средства массовой информации, трудовые коллективы и других учреждения и организации, с которыми взаимодействует индивид.

С понятием социализации связаны два, рядом стоящие понятия:

● ресоциализация – процесс замены уже усвоенных норм и ценностей, на новые, более соответствующие изменившимся условиям;

● десоциализация – деградирующие процессы, связанные с изменением, скажем трудовой деятельности на пенсионный статус.

Таким образом, процесс социализации сложный и многогранный. Социализация немыслима без осознания личностью себя не только в роли объекта, но также и субъекта общественных отношений, что предполагает другую сторону «медали» – индивидуализацию, связанную с постоянным фиксированием индивидом своего специфического места в обществе с учетом личных особенностей, ориентации, жизненных планов и процессом постоянного совершенствования.

Социологические теории воспитания

Одним из наиболее известных авторов теорий воспитания был американского философ и социолог Джорж Герберт Мид (1863 – 1931). Он выделял три стадии развития индивида и формирования его «Я»:

1) имитация – неосмысленное копирование поступков взрослых;

2) игра – осмысленное воспроизведение поведения взрослых;

3) коллективные игры – ребенок начинает учитывать групповые ожидания и считаться с ними.

Дети младшего возраста развиваются, в первую очередь, за счет имитации поведения родителей. Подражание родителям особенно заметно в процессе игры ребенка. Уже к четырем-пяти годам дети умеют играть роли взрослых: водитель автомобиля, врач, продавец магазина. Нередки роли «мамы» или «папы». Ребенок в процессе коллективной игры начинает отличать свое «Я» от «Мы». Под «Я» скрывается индивид с его спонтанными желаниями, игнорирующими потребности окружающих, а «Мы» – это уже «социальное Я», ограниченное интересами других людей.

Известный швейцарский педагог и социолог Жан Пиаже (1896-1980) считал, что в воспитании детей следует выделять четыре основные стадии:

Первая – сенсорно-моторная (чувственно-двигательная) стадия развития ребенка, связана с первыми двумя годами его жизни. До четырех месяцев своей жизни ребенок не выделяет себя из окружающей среды. Он только учится различать предметы и людей через прикосновение. К концу этой стадии дети уже способны осознавать качества и особенности окружающих их людей и предметов.

Вторая – «преддействие», соответствует возрастному периоду от двух до семи лет. На этой стадии дети активно общаются, у них развивается речь, появляется способность использовать слова в символическом значении. Особенностью этого возраста является эгоцентризм, интерпретация окружающих явлений в соответствии с собственными интересами.

Третья – «конкретные действия», проявляется в возрасте от семи до одиннадцати лет как способность к абстрактному мышлению, возможность делать выводы и обобщения.

Четвертая – «формальные действия». Это стадия развития ребенка в возрасте от одиннадцати до пятнадцати лет. На этом этапе у ребенка появляется способности к построению гипотез, к выбору оптимального решения проблемы из нескольких возможных вариантов поведения. Воспитание на этой стадии неотделимо от образования.

Оригинальные исследования проблем воспитания проводил известный австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Основное внимание он сосредотачивал на внутреннем мире человека. Фрейд считал, что даже новорожденный нуждается не только в еде, тепле и т.п., но также и в ласке, в телесных контактах с взрослыми. В основе этой потребности лежат эротические влечения, которые активно проявляются у ребенка особенно в возрасте 3-5 лет. Именно в этот период воспитания детей, считает Фрейд, может сформироваться на уровне подсознательного эротическое влечение к матери, которое обычно сопровождается неприязнью к отцу — так называемый «эдипов комплекс». В более позднем возрасте ребенок пытается найти объяснения своим чувствам, извлекая из поведения отца и матери факты, подтверждающие правомерность своего неодинакового отношения к родителям. Последствия этого явления могут быть самые неожиданные: нервные срывы, «непослушание», агрессивность, нравственная деградация.

В отечественной и зарубежной педагогике известны и другие теории воспитания. Однако в них, часто, обнаруживаются неверные, с точки зрения социологического анализа, принципы (можно сказать, мифы), которые когда-то сложились в педагогической науке в качестве основополагающих.

К таким мифам воспитания, можно отнести противопоставление воспитателя и воспитуемого. Процесс воспитания при этом выглядит как набор способов манипулирования поведением воспитуемого. Здесь уместно вспомнить принцип «назад к Сократу». Великий философ не стремился навязывать ученику какие-либо истины. Учитель, по-мнению Сократа, должен быть в роли «повивальной бабки», то есть помогать ученику самому «родить» истину. (Кстати, само понятие «школа» берет свое начало от греческого слова «досуг», или «развлечение»).

Другой «миф» – это попытка найти единый шаблон воспитания, то есть, убеждение в том, что можно составить единую теорию воспитания и прикладывать ее к любому человеку. (Акцент на социализацию в ущерб индивидуализации).

К «мифам воспитания» относят, так называемый, комплексный подход к воспитанию, обеспечивающий «единство идейно-политического, трудового и нравственного воспитания», с помощью которого можно решить все основные воспитательные задачи в «коллективе». Но люди не одинаковы по своей природе. У каждого свои потребности, интересы, ориентиры. Цель воспитания – не только приобщить человека к коллективным нормам и ценностям, но и развить индивидуальные дарования, способности, чтобы он мог их применить с максимальной пользой, как для себя, так и для общества. Можно сказать, насколько эффективно каждый человек реализует свои индивидуальные возможности на благо общества, настолько общество станет богаче. Иной подход ведет к социальному застою, к деградации общества.

Социальный статус и социальные роли личности

Положение личности в обществе, характер ее взаимодействия с окружающей средой часто связывают с понятиями «социальный статус», «социальный престиж» и «социальная роль».

Социальный статус (от лат. status: состояние дел, положение) – это характеристика положения личности в социальной иерархии. Он фиксирует различия между людьми по их социальному престижу в обществе, определяет место индивида в системе социальных отношений.

Социальный престиж (от франц. prestige: обаяние, очарование) – оценка обществом социальной значимости вещей (их свойств) и людей (их поведения) с точки зрения норм и ценностей, принятых в данном обществе.

В западных странах, например, наиболее престижно быть адвокатом или врачом. В США наиболее высокий статус имеет президент – 90 баллов по 100-балльной шкале. Астронавт оценивается в 80 баллов. Столько же (80) – университетский профессор. Физик оценивается в 78 баллов. Архитектор – 72, биолог, химик – 69, психолог, социолог – 67. Столько же (67) – банкир. Пилот самолета – 66, ветеринар – 61, почтальон – 58, артист – 57, брокер – 56, журналист – 55, библиотекарь – 54, танцор – 45, клерк офиса – 43, полицейский – 40, солдат – 39, повар – 31, водитель такси – 28, рыбак – 28, мальчик в отеле – 14, продавец наркотиков – 6.

Социальный статус личности зависит от объективных факторов (наличия дохода), и субъективных показателей (уровня и качества образования, квалификации, стиля жизни). Статус может быть:

1) наследственный (или предписанный), когда индивид приобретает положение в обществе независимо от его личных усилий (статус миллионера, негра, женщины);

2) приобретенный, достигаемый личностью, благодаря ее выбора, усилий, заслуг.

Классифицируют статусы и по другим критериям. Например:

1) естественный статус – связан с биологическими признаками, скажем, статус мужчины или женщины может быть различным;

2) профессионально-правовой статус – имеет социальные критерии своего измерения, официально оговоренные или неформальные.

Как правило, у человека можно обнаружить несколько статусов: академик, водитель личного автомобиля, грибник-любитель. Но только один, так называемый, интегральный статус определяет его положение в обществе, связанное с профессией, должностью, размером получаемых доходов.

Наличие собственности обычно повышает статус, но не всегда. Титулованные, но бедные дворяне имели более высокий статус, чем богатые торговцы. Быть президентом страны более престижно, чем простым миллионером.

В основе социального статуса может находиться и этническая или партийная принадлежность человека. Партийность (по Веберу) может влиять на положение человека в обществе, независимо от отношения к средствам производства. Политическая партия представляет собой группу людей, имеющих общие интересы и цели, связанные с властью. А власть повышает статус человека.

Многое в оценке статуса личности зависит от конкретных социальных ролей выполняемых каждым индивидом.

Социальная роль (от франц. rôle: социальная функция) – модель поведения, обусловленная положением личности в системе межличностных отношений. Она адекватна комплексу ожиданий, связанных с поведением конкретного лица в социальной группе. Например, роль учителя. Каким должен быть учитель, каким Вы его ожидаете увидеть? Бывают роли студента, жениха, отца, спортсмена. Воспитывая мальчика, мы обучаем его мужским ролям. Человек приобретает новые роли в течение всей своей жизни.

Социальные роли могут быть постоянные, то есть существовать длительное время (например, роль матери) и временные, выполняемые в течение короткого периода (например, роль гостеприимного хозяина). Однако это деление часто носит условный характер – мать могут лишить родительских прав, а гостеприимство по отношению к близким людям не исключается на протяжении всей жизни.

К социальным ролям могут быть одновременно применены различные оценки их содержания: ролевые ожидания, то есть точка зрения на роль со стороны окружающих людей и ролевое поведение, состоящее из конкретных действий конкретного индивида, с позиций его взглядов и убеждений.

В социологии используют и такое понятие как ролевая напряженность – несовместимость ролевых ожиданий (священник в армии благословляет солдат на убийство). Часто выполняемые роли могут стать несовместимые (скажем, роль студентки, и роль молодой матери). Возникает ролевой конфликт, который находит разрешение, к примеру, через академический отпуск студентки.

Контрольные вопросы и практические задания

1.Назовите отличительные признаки понятий «человек», «индивид», «личность».

2.Личность как объект и субъект социальных отношений.

3.Адаптация и интеграция, как два взаимосвязанных условия формирования личности.

4.Воспитание личности как социальный процесс.

5.Основные средства воспитания.

6.Примерные направления воспитания. Какие цели имеет каждое из направлений?

7. Сравните различные социологические теории воспитания (Джордж Мид, Жан Пиаже, Зигмунд Фрейд).

8.Назовите основные проблемы, возникающие в сфере воспитания школьников (см. гл. 8, п. 8.1).

9.Понятие социализации. Соотношение социализации и индивидуализации личности в процессе воспитания.

10.Основные этапы социализации личности.

11.Первичная и вторичная социализация. Ресоциализация и десоциализация.

12.Понятия социального статуса и социального престижа.

13.Социальные роли. Ролевые ожидания и ролевое поведение.

14.Ролевая напряженность и ролевой конфликт.

15.Ознакомьтесь с рекомендациями по валеологическому воспитанию подростков.

15.1.Какое значение в процессе социализации имеет гигиеническое воспитание индивида?

15.2.Нужно ли заранее обучать ребенка бесконфликтным отношениям с окружающими?

15.3.Нужно ли и зачем половое воспитание подрастающего поколения? В каком возрасте его лучше начинать и каких формах?

15.4.Для чего необходимо физическое развитие и закаливание детей?

15.5.Какие вредные привычки характерны для молодежи? Значение воспитания против вредных привычек?

Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения по специальностям: 080105. 65 «Финансы и кредит» (2)

Макросреда личности. Непосредственный и опосредованный характер детерминации. Вместе с тем действие тех или иных факторов неоднозначно и зависит как от особенностей рассматриваемого исторического этапа, так и от степени вовлеченности отдельных индивидов в те или иные виды социальной деятельности. Глобальные и региональные тенденцией развития современной макросреды. Факторы макросреды: демографический, природно-экологический, научно-технический, экономический, политико-правовой, социокультурный.

Микросреда личности. Межличностные отношения. Социальная группа, рабочая группа. Относительность в различии макро- и микросреды личности.

Знаковые системы (значения) как наиболее существенные целостные образы социальных явлений. Социальные стереотипы — матрицы, образцы восприятия и поведения для наиболее часто повторяющихся ситуаций. Классификация социальных стереотипов. Функции, познавательный потенциал и ограниченность социальных стереотипов. Диперсонификация общения – результат действия стереотипов. Приемы избавления от стереотипов.

Деловое общение как ролевое поведение. Понятие роли, ее составные компоненты. Виды установок по отношению к окружающим.

Тема 5. Психические свойства личности как субъекта делового общения

Понятие личности в психологии. Индивидуально-психологические особенности личности. Психологические методы изучения личности как субъекта делового общения.

Способности. Понятие способностей. Виды способностей: общие и специальные, умственные и практические, учебные и творческие, предметно-деятельные и межличностные (способности к общению). Значение способностей к общению с людьми в профессиональной деятельности.

Природа способностей человека. Биологическое (генотипическое) и социальное (фонотипическое) в способностях. Задатки как природные предпосылки способностей. Свойства нервной системы и задатки. Талант как высшее проявление способностей. Психология индивидуальных различий, её задачи и методы.

Способности и личность. Относительная независимость проявления способностей от возраста человека. Способности и другие черты личности. Зависимость развития способностей от личностных особенностей человека.

Принципы определения пригодности человека к деятельности юриста.

Темперамент. Понятие темперамента. Структура темперамента. Основные концепции темпераметра: гуморальные, морфологические и нервные. Темперамент и типы высшей нервной деятельности (учение И.П. Павлова). Связь темперамента со свойствами психических процессов и чертами личности. Темперамент и характер. Темперамент и способности человека.

Знание и учёт психологических особенностей того или иного темперамента в профессиональной деятельности. Темперамент и профессиональный отбор. Индивидуальный подход в практике делового общения в зависимости от типологических особенностей личности.

Характер. Характер как система устойчивых отношений личности. Отношения человека к обществу, к самому себе, к труду, к вещам. Типология характера по З. Фрейду. Акцентуации личности по К. Леонгарду.

Концепция «социального характера» в работах Э. Фромма. Характер и воля человека. Темперамент и характер. Формирование характера в процессе развития взаимоотношений с окружающими людьми, в преодолении трудностей. Воспитание и исправление характера в профессиональной деятельности.

Тема 6. Психологические основы делового общения

Общение как процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.

Стороны общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная. Специфика делового общения. Психологические механизмы восприятия в межгрупповом общении. Социальная стереотипизация. Ошибки восприятия как результат действия фактора превосходства. Механизм действия идентификации. Эмпатия как способность понимания другого человека на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. Уровни развития способности к эмпатии. Рефлексия как логическая форма познания личностных особенностей себя и других людей. Факторы, мешающие правильному восприятию и оценке людей: предрассудки, стереотипы, установки, эффект «ореола», эффект «проецирования», эффект «первичности», эффект «последней информации» и пр. Понятие и закономерности процессов казуальной атрибуции. Феномен, «стойкости убеждений». Обратная связь в общении. Правила обратной связи таковы.

Уровни общения: вербальный, невербальный. Структура речевого общения. Значение и смысл слов, фраз. Речевые звуковые явления. Выразительные качества голоса. Невербальные средства общения. Кинестика, такесика, проксемика. Понятие зоны дистанции в человеческом контакте: интимная зона, личная, или персональная, зона, социальная зона, публичная зона. Мимика, поза, походка человека.

Коммуникация как процесс двустороннего обмена информацией, ведущий ко взаимному пониманию. Понятие коммуникативной компетентности. Основные функции коммуникации: информативная, интерактивная (побудительная), перцептивная, экспрессивная.

Виды коммуникаций: формальные, неформальные, вертикальные, горизонтальные, межличностные коммуникации.

Причины плохой коммуникации. Стратегии и тактики общения.

Трансактный анализ Э. Берна и др. Репертуар состояний личности: Родитель, Взрослый и Ребенок.

Трансакция как единица взаимодействия партнеров по общению. Манипуляции — замаскированные виды общения. Защита от манипуляций.

Тема 7. Межличностные отношения в группах и коллективах

Социальная группа как тип социальной общности людей, объединенных в процессе совместной деятельности. Признаки социальной группы. Понятие коллектива. Рабочая группа.

Факторы формирования социальной группы. Общее отождествление вне рамок организации; сходный образ мышления; символы и эмблемы; лидерство.

Статусно-ролевые отношения, профессионально-квалификационные характеристики и половозрастной состав.

Конфликтные ситуации в группе. Схема ролевого поведения человека Олпорта. Понимание социальной роли, ее принятие или отклонение. Обучение новым функциям, выработка позиций, стиля поведения и общения. Исполнение роли. Типы установки на восприятие другого человека. Типичные искажения представления о другом человеке.

Приведем примеры нескольких искажений. Эффект «ореола», эффект «последовательности», эффект «авансирования», эффект «проецирование на других людей собственных свойств».

Свойство заражения как эффект многократного взаимного усиления эмоциональных состояний общающихся между собой людей. Внушение, или суггестия, как способность воспринимать передаваемые индивиду в общении идеи, действия, чувства, что они непроизвольно становятся как бы его собственными. Проявление подражания. Соревнование как свойство людей сравнивать себя с другим человеком. Соперничество. Убеждение: аргументированное, сознательное, словесное доказательство своих идей, мнений, поступков. Уровни понимания.

Понятие социометрического статуса. Группы «звезд», «предпочитаемых», «игнорируемых», «изолированных», «отвергаемых». Диагностический показатель уровня благополучия взаимоотношений. «Индекс изоляции». — процент людей, лишенных выборов в группе.

Факторы положения человека в малосплоченном и сплоченном коллективах. Психологические характеристики групп. Общие закономерности групповой динамики. Виды групп. Группы членства и референтные группы. Пирамидальная группа, случайная группа, открытая группа, группа синхронного типа.

Коллектив как объединение людей во имя достижения социально одобряемой цели. Признаки коллектива. Модель развития коллектива по А.В. Петровскому. Виды коллективов. Формальный и неформальный коллектив. Ступени формирования неформального коллектива. «Шкала престижа». Сплоченность. Стадии зрелости коллектива: притирка, «конфликтная», стадия экспериментирования, появление опыта успешного решения проблем, стадия формирования внутри коллектива прочных связей.

Тема 8. Социально-психологические проблемы руководства

Функции и методы деятельности менеджера, типы менеджеров. Менеджер-диктатор, менеджер-патерналист, менеджер-маклер, менеджер-организатор. Современный менеджер: дипломат, лидер, воспитатель, инноватор.

Биологические и социальные качества менеджера. Объективные факторы эффективного руководства. Субъективные предпосылки эффективного руководства. Качества противопоказанные менеджеру. Структура организаторских способностей: организационная проницательность, эмоционально-волевая действенность, склонность к организаторской деятельности.

Понятие власти. Власть в организации как взаимодействие ее субъекта (руководитель) и объекта (сотрудника), при котором субъект с помощью соответствующих средств контролирует объект, определяет его поведение.

Факторы готовности к подчинению. Ресурсы власти как совокупность средств, использование которых обеспечивает влияние субъекта власти на подчиненного. Теория «социального обмена». Виды ресурсов власти.

Критерий эффективности руководства. Формы авторитета руководителя. Понятие делегирования. Причины делегирования.

Стили управления: авторитарный, демократический, либерально-анархический, непоследовательный стиль руководства. Ситуативный стиль управления. Виды отношений в системе «руководитель — подчиненный»: приказание, внушение, участие и делегирование.

Типы взаимоотношений внутри коллективов (морально-психологический климат): невмешательство, теплая компания, задача, золотая середина, команда.

Понятие лидерства. Бытовой тип лидерства, социальный тип лидерства, политический тип лидерства.

Лидерство и руководство. Формальное лидерство. Неформальное лидерство как субъективная способность, готовность и умение человека, признание за ним права на руководство со стороны группы. Доверие к лидеру. Теории лидерства. Биологическая трактовка природа лидерства. Концепция физических качеств. Теория черт. Концепции харизматического лидерства. Ситуативная теория лидерства.

Субъективные механизмы становления, характера и направленности лидерства в психоаналитической теории 3. Фрейда. Инструментальная мотивация. Игровая мотивация. Классификация лидеров в зависимости от того, как их воспринимает группа.

Тема 9. Психология конфликта

Конфликт как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.

Многовариантная типология конфликта и ее критерии. Внутриличностные, межличностные, между организациями или группами одного или различного статуса. Конфликты по горизонтали, по вертикали, смешанные. Классификация по характеру причин, вызвавших конфликт. Конструктивные и деструктивные конфликты.

Стадии конфликта. Структура конфликта. Объект конфликтной ситуации, цели, субъективные мотивы его участников, оппоненты, непосредственный повод столкновения и его подлинные причины.

Особенности поведения человека в конфликтной ситуации. Разногласия из-за несовпадения в рассуждении, ошибки интерпретации. Факторы конструктивного разрешения конфликта. Социально-психологическая несовместимость.

Стратегия поведения в конфликтной ситуации К.У. Томаса и Р.Х Килменна. Стили поведения при конфликте: конкуренция или соперничество; сотрудничество; компромисс; приспособление; игнорирование или уклонение.

Правила поведения с конфликтной личностью.

Типы конфликтных личностей: агрессист, жалобщик, «разгневанный ребенок», максималист, молчун, «тайный мститель» «ложный альтруист», «хронический обвинитель».

Тема 10. Стрессы и стрессоустойчивость в деловом общении

Концепция стресса Г. Селье как приспособительной реакции организма на воздействие экстремальных факторов (стрессогенов). Стресс — неспецифический ответом организма на любое предъявленное ему требование. Фазы в динамике стрессового реагирования. Реакция тревоги, фаза сопротивления, фаза истощения. Физиологическая и биохимическая природа стрессов. Последствия стрессового состояния. Стресс и дистресс. Профилактика стрессов. Причины стрессов: производственно-организационные, организационно-личностные, морально-психологический климат в коллективе, неразрешенные конфликты, отсутствие социальной поддержки и т.д.; проблемы личной жизни.

Требования антистрессового руководства, требования антистрессового подчинения.

Семья как фактор преодоления или углубления стрессового состояния.

Отношение к жизни, воля к жизни в преодолении стресса. Структура стрессовой реакции: оценка стрессогенного события, физиологические и биохимические сдвиги в организме, изменение поведения человека.

Концепция поисковой активности B.C. Ротенберга и В.В. Аршавского. Связь стрессового состояния человека с соматическими заболеваниями. Роль положительных и отрицательных эмоций в развитии стресса. Поисковая активность как общий неспецифический фактор, определяющий устойчивость организма к стрессу. Пассивно-оборонительную реакцию — отказ от поиска в неприемлемой для субъекта ситуации. Активно-оборонительное поведение и стрессоустойчивость. Повышение самооценки как средство профилактики стрессов.

Тема 11. Этика делового общения. Деловой этикет

Этика – учение о морали, нравственности. Мораль – это система этических ценностей, которые признаются человеком. Категории этики. Противоречие между должным и сущим как мотивация общения. Этика делового общения как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности. Этика традиционного общества. Конфуцианская этика. Этические нормы человека с «рыночным характером». Протестантанская этика и дух капитализма.

Крайности в оценках противоречия между этикой и бизнесом, должным и сущим. Основной этический принцип в деловом общении. Рыночные отношения как предпосылка моральных дилемм в сфере профессиональной деятельности и общения.

Золотое правило этики общения: положительная и отрицательная формулировки. Этика делового общения «сверху-вниз». Формы распоряжения: приказ, просьба, вопрос и пр. Этика делового общения «снизу-вверх». Этика делового общения «по горизонтали».

Этикет как установленный порядок поведения где-либо.

Морально-этический и эстетический компоненты правил этикета. Правила приветствия: вербальные и невербальные. Обращение без имени, обращение по имени, по имени и отчеству.

Правил вербального этикета. Обращения (титулования): «дамы», «господа», «судари» и «сударыни», «товарищ», «мужчина», «женщина», «господа».

Деловой этикет о психологических приемах вербального общения. «Формула поглаживания». Комплименты, лесть.

Деловой этикет общения с клиентами. Правила в отношении одежды и внешнего вида. Правил поведения с незнакомыми людьми. Этикет телефонного разговора. Этикет служебной переписки. Правила проведения деловых бесед, совещаний.

Основная литература

1. Бороздина, Г. В. Психология делового общения : учеб. / Г. В. Бороздина. − 2-е изд.– М. : ИНФРА-М, 2009.

2. Канке, А. А. Профессиональная этика и психология делового общения : учеб. пособие / А. А. Канке, И. П. Кошевая.− М. : ИНФРА-М, 2009.

3. Психология и этика делового общения: учеб. / под ред. В. Н. Лавриненко.− 5-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

Дополнительная литература

1. Аминов, И. И. Психология делового общения : учеб. пособие / И. И. Аминов. − 5-е изд.– М. : ОМЕГА-Л, 2009.

2. Вердербер, К. Психология общения: Тайны эффективного взаимодействия / К. Вердербер, Р. Вердербер. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

3. Барышева, А. Д. Этика и психология делового общения : учеб. пособие / А. Д. Барышева, Ю. А. Матюхина, Н. Г. Шередер. – М. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009.

4. Горянина, В. А. Психология общения / В. А. Горянина. – М. : Академия, 2010.

5. Дорошенко, В. Ю. Психология и этика делового общения : учеб. / В. Ю. Дорошенко, Л. И. Зотова, В. Н. Лавриненко.− М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

6. Замедлина, Е. А. Этика и психология делового общения : учеб. пособие / Е. А. Замедлина.− М. : ПРИОР, 2009.

7. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2010.

8. Мартова, Т. В. Этика деловых отношений : учеб. пособие / Т. В. Мартова. – Ростов н/Д : Феникс; ЭКОР-книга, 2009.

9. Панкратов, В. Н. Эффективное общение: Правила игры : практическое руководство / В. Н. Панкратов. – М. : Психотерапия, 2007.

10. Психология делового общения. Хрестоматия : учеб. пособие для вузов / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. – М. : Бахрах-М, 2006.

11. Рамендик, Д. М. Управленческая психология : учеб. / Д. М. Рамендик. − М. : ФОРУМ ИНФРА-М, 2009.

12. Смирнов, Г. Н. Этика деловых отношений : учеб. / Г. Н. Смирнов. – М. : Проспект, 2009.

13. Чеховских, М. И. Психология делового общения : учеб. пособие / М. И. Чеховский. – М. : Новое знание, 2008.

4 Планы семинаров

Планы семинарских занятий составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, примерной программой дисциплины и рабочим учебным планом.

Планы семинарских занятий являются необходимым условием самостоятельной работы студентов по изучению психологии и этики деловых отношений. Они содержат название темы, план вопросов, выносимых на обсуждение, и список литературы, с которыми студент должен ознакомиться и ориентироваться на них, готовясь к занятию.

Курс психологии и этики деловых отношений призван научить студента использовать резервы таких психических процессов как восприятие, внимание, память, мышление, воображение в профессиональной деятельности представителя бизнеса. Студент должен сформировать навыки регуляции собственного эмоционально-волевого состояния и влияния на эмоционально-волевую сферу тех людей, с кем ему приходится профессионально контактировать. Поэтому и подготовка к семинарскому занятию должна носить ответственный творческий характер.

Прежде всего, студент должен ознакомиться с конспектом лекции по соответствующей теме, а потом перейти к изучению необходимых разделов учебников. По ходу знакомства с литературой он должен прочно освоить понятийный аппарат по теме, для того чтобы его будущий ответ на семинаре и на зачете был терминологически грамотным.

Для более глубокого овладения материалом студенту предлагается прочитать и законспектировать некоторые издания из списка дополнительной литературы. Она приведена к каждой теме.

В ходе семинарских занятий предполагается заслушивание рефератов, темы которых приводятся в настоящем учебно-методическом комплексе.

Тема 1. Проблемы этики и психологии общения в истории философии и науки

Время – 2 часа

1. Предмет и задачи психологии и этики делового общения.

2. Методы психологических исследований.

Литература:

1. Бороздина, Г. В. Психология делового общения : учеб. / Г. В. Бороздина. − 2-е изд.– М. : ИНФРА-М, 2009.

2. Канке, А. А. Профессиональная этика и психология делового общения : учеб. пособие / А. А. Канке, И. П. Кошевая.− М. : ИНФРА-М, 2009.

3. Психология и этика делового общения: учеб. / под ред. В. Н. Лавриненко.− 5-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

4. Бехтерев, В. М. Коллективная рефлексология / В. М. Бехтерев. – Пг., 1921.

5. Роджерс, К. К науке о личности / К. Роджерс // История зарубежной психологии. – М. : МГУ, 1986.

6. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – М., 1940.

7. Фромм, Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм. – М.: Республика, 1993.

8. Ярошевский, М. Г. Психология в XX столетии / М. Г. Ярошевский. – М. : Политиздат, 1974.

Тема 2. Психические познавательные процессы и состояния

в структуре делового общения

Время – 2 часа

1. Ощущение, восприятие, внимание.

2. Память человека.

3. Мышление и речь.

4. Эмоции и чувства в профессиональной деятельности.

5. Воля и ее воспитание.

Литература:

1. Бороздина, Г. В. Психология делового общения : учеб. / Г. В. Бороздина. − 2-е изд.– М. : ИНФРА-М, 2009.

2. Канке, А. А. Профессиональная этика и психология делового общения : учеб. пособие / А. А. Канке, И. П. Кошевая.− М. : ИНФРА-М, 2009.

3. Психология и этика делового общения: учеб. / под ред. В. Н. Лавриненко.− 5-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

  1. Боно, Э. Рождение новой идеи. О нешаблонности мышления / Э. Боно. – М., 1982.

  2. Изард, К. Е. Эмоции человека / К. Е. Изард. – М., 1980.

  3. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб., 2000.

  4. Лапп, Д. Улучшай память в любом возрасте / Д. Лапп. – М., 1993.

8. Ушакова, Т. Н. Речь человека в общении / Т. Н. Ушакова. – М., 1989.

Тема 3. Психические свойства личности как субъекта делового общения

Время – 2 часа

1. Условия формирования личности.

2. Темперамент.

3. Характер.

Литература:

1. Бороздина, Г. В. Психология делового общения : учеб. / Г. В. Бороздина. − 2-е изд.– М. : ИНФРА-М, 2009.

2. Канке, А. А. Профессиональная этика и психология делового общения : учеб. пособие / А. А. Канке, И. П. Кошевая.− М. : ИНФРА-М, 2009.

3. Психология и этика делового общения: учеб. / под ред. В. Н. Лавриненко.− 5-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

  1. Асмолов, А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. – М., 1990.

  2. Левитов, Н. Д. Психология характера / Н. Д. Левитов. – М., 1989.

  3. Леонгард, К. Акцентированные личности / К. Леонгард. – Киев, 1989.

  4. Мелхорн, Г. Гениями не рождаются. Общество и способности человека / Г. Мелхорн, Х. Г. Мелхорн. – М., 1989.

8. Рейнвальд, Н. И. Психология личности / Н. И. Рейнвальд. – М., 1987.

9. Филатова, Е. Соционика для Вас. Наука общения, понимания и согласия / Е. Филатова. – Новосибирск, 1994.

Тема 4. Психологические основы делового общения

Время – 2 часа

1. Структура и средства общения.

2. Общение как восприятие людьми друг друга.

3. Коммуникационный процесс.

4. Общение как взаимодействие.

Литература:

1. Бороздина, Г. В. Психология делового общения : учеб. / Г. В. Бороздина. − 2-е изд.– М. : ИНФРА-М, 2009.

2. Канке, А. А. Профессиональная этика и психология делового общения : учеб. пособие / А. А. Канке, И. П. Кошевая.− М. : ИНФРА-М, 2009.

3. Психология и этика делового общения: учеб. / под ред. В. Н. Лавриненко.− 5-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

  1. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М., 1980.

  2. Берн, Э. Игры, в которые играют люди / Э. Берн. – Л., 1992.

  3. Войкунский, А. Я говорю, мы говорим: очерки о человеческом общении / А. Войкунский. – М., 1990.

  4. Дерябо, С. Д. Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства / С. Д. Дерябо, В. А. Яквин. – М., 1996.

8. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция / В. А. Лабунская . – М., 2001.

9. Пиз, А. Язык жестов / А. Пиз. – Воронеж, 1992.

10. Стешов, А. В. Как победить в споре. О культуре полемики / А. В. Стешов. – Ленинград, 1991.

11. Уайсайд, Р. О чем говорят лица. Пособие, как узнать нужного человека / Р. Уайсайд.– СПб., 1996.

12. Филатова, Е. Соционика для вас. Наука общения, понимания и согласия / Е. Филатова.– Новосибирск, 1994.

Тема 5. Социально-психологические проблемы руководства

Время – 2 часа

1. Объективные и субъективные предпосылки деятельности руководителя.

2. Власть, авторитет менеджера и стили управления.

3. Критерии и условия лидерства.

Литература:

1. Бороздина, Г. В. Психология делового общения : учеб. / Г. В. Бороздина. − 2-е изд.– М. : ИНФРА-М, 2009.

2. Канке, А. А. Профессиональная этика и психология делового общения : учеб. пособие / А. А. Канке, И. П. Кошевая.− М. : ИНФРА-М, 2009.

3. Психология и этика делового общения: учеб. / под ред. В. Н. Лавриненко.− 5-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

  1. Дип, С. Верный путь к успеху. 1600 советов менеджеру / С. Дип, Л. Сесмен. – М., 1995.

  2. Вудкок, М. Раскрепощенный менеджер / М. Вудкок, Д. Фрэнсис. – М. : Дело, 1991.

  3. Кричевский, Р. Л. Если Вы – руководитель / Р. Л. Кричевский. – М. : Дело, 1996.

  4. Питере, Г. В поисках эффективного управления / Г. Питере, Р. Уотермен . – М., 1994.

  5. Яккока, Л. Карьера менеджера / Л. Яккока. – М. : Прогресс, 1990.

>Личность как субъект общественных отношений

Личность как субъект общественной жизни, включенный в социальные связи и отношения

В научной литературе, а тем более в обыденной жизни, широко используют понятия: “человек”, “индивид”, “индивидуальность”, “личность”, часто не проводя различий, тогда как между ними имеется существенная разница.

Человек — биосоциальное существо, высшая ступень животного типа.

Индивид — отдельно взятый человек.

Индивидуальность — особое сочетание в человеке природного и социального, присущее конкретному, отдельно взятому индивиду, отличающее его от других. Каждый человек индивидуален, образно говоря, имеет свое лицо, что выражается понятием “личность”.

Это сложнейшее понятие, изучение которого проходит на стыке природного и общественного. Более того, представители различающихся школ и направлений рассматривают его через призму предмета своей науки.

  1. Социально-биологическая школа (З. Фрейд и др.), связана с борьбой в нашем сознании бессознательных инстинктов и моральных запретов, диктуемых обществом.
  2. Теория “зеркального Я” (Ч. Кули, Дж. Мид), в которой “Я” — часть личности, которая складывается из самосознания и образа “Я”. В соответствии с этой концепцией личность формируется в процессе ее социального взаимодействия и отражает представления человека о том, как его воспринимают и оценивают другие люди. В ходе межличностного общения человек создает свое зеркальное Я, которое состоит из трех элементов:
  • представления о том, как его воспринимают другие люди;
  • представления о том, как они его оценивают;
  • как человек отвечает на воспринятую им реакцию других людей.

Таким образом, в теории“зеркального Я”личность выступает как результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид приобретает способность оценивать себя с точки зрения других членов данной социальной группы.

Как видим, мидовская концепция личности, в отличие от теории З. Фрейда, полностью социальна.

  1. Теория ролей (Я. Морено, Т. Парсонс), по которой личность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые индивид исполняет в обществе.
  2. Антропологическая школа (М. Лундман), не разделяющая понятия “человек” и “личность”.
  3. Марксистская социология в понятии “личность” отражает социальную сущность человека как совокупность общественных отношений, которые определяют социальные, психологические и духовные качества людей, социализуют их природно-биологические свойства.
  4. Социологический подход, которым руководствуются многие современные социологи, заключается в представлении каждого человека личностью, в меру освоения, приобретения им социально значимых черт и качеств. К ним относятся уровень образования и профессиональной подготовки, совокупность знаний и умений, позволяющих реализовать занимающие в обществе различные позиции и роли.

Исходя из вышеприведенных теоретических положений, можно определить личность как индивидуальное проявление совокупности общественных отношений, социальную характеристику человека.

Как целостная социальная система личность имеет свою внутреннюю структуру, состоящую из уровней.

Биологический уровень включает в себя природные, общие по происхождению качества личности (строение тела, половозрастные особенности, темперамент и т. д.).

Психологический уровень личности объединяет ее психологические особенности (чувства, воля, память, мышление). Психологические особенности находятся в тесной взаимосвязи с наследственностью личности.

Наконец, социальный уровень личности разделяется на три подуровня:

  1. собственно социологический (мотивы поведения, интересы личности, жизненный опыт, цели), этот подуровень теснее связан с общественным сознанием, которое объективно по отношению к каждому человеку, выступая как часть социальной среды, как материал для индивидуального сознания;
  2. специфически-культурный (ценностные и иные установки,нормы поведения);
  3. нравственный.

Особое внимание при исследовании личности как субъекта общественных отношений социологи уделяют внутренним детерминантам ее социального поведения. К таким детерминантам относятся прежде всего потребности и интересы.

Потребности — это те формы взаимодействия с миром (материальные и духовные), необходимость которых обусловлена особенностями воспроизводства и развития его биологической, психологической, социальной определенности, которые осознаются, ощущаются человеком в какой-либо форме.

Интересы — это осознанные потребности личности.

Потребности и интересы личности лежат в основе ее ценностного отношения к окружающему миру, в основе системы ее ценностей и ценностных ориентаций.

Некоторые авторы в структуру личности включают и другие элементы: культуру, знания, нормы, ценности, деятельность, убеждения, ценностные ориентации и установки, составляющие стержень личности, выступающие регулятором поведения, направляя его в те нормативные рамки, которые предписаны обществом.

Особое место в структуре личности занимают ее социальные статус и роль.

Повзрослев, человек активно вступает, “внедряется” в общественную жизнь, стремясь занять в ней свое место, удовлетворить личные потребности и интересы. Взаимоотношения личности и общества можно описать по формуле: общество предлагает, личность ищет, выбирает свое место, стараясь реализовать интересы. При этом она показывает, доказывает обществу, что находится на своем месте и будет хорошо выполнять определенную отведенную ему роль.

Социальный статус личности

Общественные функции личности и вытекающие из них права и обязанности по отношению к другим участникам социального взаимодействия определяют её социальный статус, т. е. тот набор действий и соответствующих условий для их исполнения, которые закреплены за данным социальным статусом личности, занимающей определенное место, позицию в общественной структуре. Социальный статус личности является характеристикой социальной позиции, на которой она находится в данной социальной системе координат.

Общество следит, чтобы личность исправно выполняла свои роли, общественные функции. Для чего наделяет ее определенным социальным статусом. В противном случае, оно ставит на данное место другую личность, полагая, что она будет лучше справляться с общественными обязанностями, принесет больше пользы другим членам общества, играющим в нем иные роли.

Социальные статусы бывают предписанными (пол, возраст, национальность) и достигнутыми (студент, доцент, профессор).

Достигнутые статусы закрепляются с учетом способностей, достижений, что дает перспективу каждому. В идеальном обществе большинство статусов достигаемы. В реальном — далеко не так. У каждой личности много статусов: отец, студент, преподаватель, общественный деятель и др. Среди них выделяется главный, который наиболее важен и ценен для общества. Ему соответствует социальный престиж данной личности.

С каждым статусом соотносится определенное ожидаемое поведение при исполнении соответствующих функций. В этом случае мы говорим о социальной роли личности.

Социальная роль личности

Социальная роль — это набор функций, более или менее четко определенный шаблон поведения, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус в обществе. Так, семейный человек исполняет роли сына, мужа, отца. На работе он может одновременно быть инженером, технологом, мастером производственного участка, членом профсоюза и т. д. Разумеется, не все социальные роли равнозначны для общества и равноценны для личности. В качестве основных следует выделить семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли. Благодаря их своевременному освоению и успешному исполнению членами общества возможно нормальное функционирование общественного организма.

Каждому человеку приходится исполнять и множество ситуационных ролей. Войдя в автобус, мы становимся пассажирами и обязаны выполнять правила поведения в общественном транспорте. Закончив поездку, превращаемся в пешеходов и выполняем правила уличного движения. В читальном зале и в магазине мы ведем себя по-разному, поскольку разными являются роль покупателя и роль читателя. Отклонения от требований роли, нарушения правил поведения чреваты неприятными последствиями для человека.

Социальная роль не является жесткой моделью поведения. Люди неодинаково воспринимают и исполняют свои роли. Однако общество заинтересовано в том, чтобы люди cвoeвpeмeннo овладевали, умело исполняли и обогащали социальные роли в соответствии с требованиями жизни. В первую очередь это относится к основным ролям: работника, семьянина, гражданина и т. д. В данном случае интересы общества совпадают с интересами личности. Социальные роли — формы проявления и развития личности, а их успешная реализация — залогом человеческого счастья. Нетрудно заметить, что поистине счастливые люди имеют хорошую семью, успешно справляются со своими профессиональными обязанностями. В жизни общества, в государственных делах принимают сознательное участие. Что жекасается дружеских компаний, досуговых занятий и увлечений, то они обогащают жизнь, но не в состоянии компенсировать неудачи в осуществлении основных социальных ролей.

Социальные конфликты

Однако достигнуть гармонии социальных ролей в жизнедеятельности человека совсем не просто. Для этого требуются большие усилия, время, способности, а также умение разрешать конфликты, возникающие при выполнении социальных ролей. Эти конфликты могут быть внутриролевые, межролевые и личностно-ролевые.

К внутриролевым конфликтам относятся те, при которых требования одной роли противоречат, противодействуют друг другу. Матери, например, предписывается не только доброе, ласковое обращение со своими детьми, но и требовательность, строгость к ним. Непросто совместить эти предписания, когда любимое дитя провинилось и заслуживает наказания.

Межролевые конфликты возникают тогда, когда требования одной роли противоречат, противодействуют требованиям другой роли. Яркой иллюстрацией такого конфликта является двойная занятость женщин. Загруженность семейных женщин в общественном производстве и в быту зачастую не позволяет им в полной мере и без ущерба для здоровья выполнять профессиональные обязанности и вести домашнее хозяйство, быть обаятельной женой и заботливой матерью. Высказывается немало соображений о способах разрешения данного конфликта.Наиболее реальными в настоящее время и в обозримом будущем представляются относительно равномерное распределение среди членов семьи домашних обязанностей и сокращение занятости женщин в общественном производстве (работа неполный день, неделю, введение гибкого графика, распространение надомного труда и т. п.).

Студенческая жизнь вопреки расхожим представлениям тоже не обходится без ролевых конфликтов. Для овладения избранной профессией, получения образования требуется сосредоточенность на учебной и научной деятельности. Вместе с тем для молодого человека необходимо разнообразное общение, свободное время для иных занятий и увлечений, без которых невозможно формирование полноценной личности, создание своей семьи. Ситуация осложняется тем обстоятельством, что ни получение образования, ни разнообразное общение нельзя отложить на более поздний срок без ущерба для формирования личности и профессиональной подготовки.

Личностно-ролевые конфликты возникают в ситуациях, когда требования социальной роли противоречат свойствам и жизненным устремлениям личности. Так, социальная роль требует от человека не только обширных знаний, нои хороших волевых качеств, энергии, умения общаться с людьми в разных, в том числе и критических, ситуациях. Если у специалиста не хватает этих качеств, то он не справляется со своей ролью. В народе по этому поводу говорят: “Не по Сеньке шапка”.

Каждый человек, включенный в систему общественных отношений, обладает бесчисленным множеством социальных связей, наделен множеством статусов, выполняет целый набор различных ролей, является носителем определенных идей, чувств, свойств характера и т. д. Учесть все многообразие свойств каждой личности практически невозможно, да в этом и нет необходимости.В социологии существенное значение имеют не индивидуальные, а социальные свойства и качества личности, т. е. качества,которыми обладают многие индивиды, находящиеся в сходных, объективных условиях. Поэтому для удобства исследования личностей, обладающих совокупностью повторяющихся существенных социальных качеств, их типологизируют, т. е. относят к определенному социальному типу.

Социальный тип личности — обобщенное отражение, совокупность повторяющихся социальных качеств, присущих многим индивидам, входящим в какую-либо социальную общность. Например, европейский, азиатский, кавказский типы; студенты, рабочие, ветераны и др.

Типологизация личностей может проводиться по разным основаниям. Например, по профессиональной принадлежности или виду деятельности: шахтер, фермер, экономист, юрист; по территориальной принадлежности или образу жизни: горожанин, житель села, северянин; по половозрастным признакам: юноши, девушки, пенсионеры; по степени социальной активности: ведущий (лидер, активист), ведомый (исполнитель) и т. д.

В социологии выделяют модальный,базисный и идеальный типы личности. Модальным называют усредненный тип личности, который реально преобладает в данном обществе. Под базисным понимается тип личности, который наилучшим образом отвечает потребностям развития общества. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям и рассматривается как эталон личности будущего.

В разработку социальной типологии личности большой вклад внес американский социолог и психолог Э. Фромм(1900-1980), который создал концепцию социального характера. По определению Э. Фромма, социальный характер- это ядро структуры характера,свойственное большинству членов определенной культуры. Значение социального характера Э. Фромм видел в том, что он позволяет наиболее эффективно адаптироваться к требованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенности. Классическому капитализму, по Э. Фромму, присущи такие черты социального характера, как индивидуализм, агрессивность, стремление к накоплению. В современном буржуазном обществе возникает социальный характер, ориентированный на массовое потребление и отмеченный чувством пресыщения, скуки и озабоченности. Соответственно Э. Фромм выделил четыре типа социального характера:рецептивный (пассивный), эксплуататорский, накопительский и рыночный.Все эти типы он считал неплодотворными и противопоставлял им социальный характер нового типа, способствующий формированию самостоятельной, независимой и активной личности.

В современной социологии получило широкое распространение выделение типов личности в зависимости от их ценностных ориентаций.

  1. Традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а такие качества, как самостоятельность и стремление к самореализации, у данного типа личности выражены весьма слабо.
  2. У идеалистов, наоборот, сильно выражены независимость, критическое отношение к традиционным нормам, установки на саморазвитие и пренебрежение авторитетами.
  3. Реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм — с самодисциплиной и самоконтролем.

Социологические исследования показывают, что специфика отношений в различных сферах общественной жизни стимулирует проявление определенных личностных качеств и типов поведения. Так, рыночные отношения способствуют развитию предприимчивости, прагматизма, хитрости, расчетливости, умения подать себя; взаимодействия в сфере производства формируют эгоизм, карьеризм и вынужденную кооперацию, а в сфере семейной и личной жизни — эмоциональность, сердечность, привязанность, поиск гармонии.

Взаимосвязь, взаимозависимость личности и общества

Рассмотрим разные концепции, представленные классиками социологии, — М. Вебером и К. Марксом.

М. Вебер видит в роли субъекта общественной жизни только отдельных индивидов, которые действуют осмысленно. А такие социальные тотальности, как “классы”, “общество”, “государство”, по его мнению, целиком абстрактны и не могут подвергаться социальному анализу.

Другое решение данной проблемы содержит теория К. Маркса. В его понимании субъектами общественного развития являются социальные образования нескольких уровней: человечество, классы, нации, государство, семья и личность. Движение общества осуществляется в результате действий всех этих субъектов. Однако они отнюдь не равнозначны и сила их воздействия изменяется в зависимости от исторических условий. В разные эпохи как решающий выдвигается такой субъект, который является основной движущей силой данного исторического периода.

Тем не менее нужно обязательно иметь в виду, что в концепции Маркса все субъекты общественного развития действуют в русле объективных законов развития общества. Они не могут ни изменить эти законы, ни отменить их. Их субъективная деятельность либо помогает этим законам действовать свободно и тем ускоряет общественное развитие, либо мешает им действовать и тогда тормозит исторический процесс.

Как же представлена в этой теории интересующая нас проблема: личность и общество. Мы видим, что личность здесь признается субъектом общественного развития, правда, не выдвигается на первый план и не попадает в число движущих сил социального прогресса. Согласно концепции Маркса, личность не только субъект, но и объект общества. Она не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она — совокупность всех общественных отношений. Развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении, оно не может быть оторвано от истории предшествующих и современных ему индивидов. Таким образом, жизнедеятельность личности в концепции Маркса всесторонне определяется обществом в виде социальных условий ее существования, наследия прошлого, объективных законов истории и т. д., хотя некоторое пространство для ее социального действия все-таки остается. Согласно Марксу, история есть и не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека.

А теперь вернемся в реальную действительность, жизнь современных россиян XXI в. Советское тоталитарное государство рухнуло. Возникли новые общественные условия, ценности. И оказалось, что многие люди не могут их воспринять, освоить, усвоить, найти свой новый путь в столь сложное время. Отсюда и те социальные патологии, которые являются сейчас болью нашего общества — преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийства.

Очевидно, пройдет время и люди научатся жить в новых социальных условиях, искать и находить смысл жизни, но для этого нужен опыт свободы. Она породила вакуум существования, сломав традиции, сословия и прочее, она же и научит, чем его заполнить. На Западе люди уже делают некоторые успехи в этом направлении — они дольше учились. Очень интересные идеи на этот счет высказывает австрийский ученый доктор В. Франкл. Он считает, что для человека свойственно стремиться к тому, чтобы жизнь его была осмысленной. Если смысла нет — это тяжелейшее состояние личности. Нет никакого общего для всех людей смысла жизни, он уникален для каждого. Смысл жизни, считает Франкл, нельзя придумать, изобрести; его нужно найти, он существует объективно вне человека. Напряжение, которое возникает между человеком и внешним смыслом, — нормальное, здоровое состояние психики.

Несмотря на то, что смысл жизни каждого уникален, путей, которыми человек может сделать свою жизнь осмысленной, не так уж и много: что мы даем жизни (в смысле нашей творческой работы); что мы берем от мира (в смысле переживаний, ценностей); какую позицию мы занимаем по отношению к судьбе, если не можем ее изменить. В соответствии с этим можно выделить три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживаний и ценности отношений. Реализация ценностей (или хотя бы одной из них) может помочь осмыслить человеческую жизнь. Если человек делает что-то сверх предписанных обязанностей, привносит что-то свое в работу, то это уже осмысленная жизнь. Однако смысл жизни может дать и переживание, например, любовь. Даже одно-единственное ярчайшее переживание сделает осмысленной прошлую жизнь. Но глубже третья группа ценностей — ценности отношения. К ним человек вынужден прибегать тогда, когда не может изменить обстоятельства, когда попадает в экстремальную ситуацию (безнадежно болен, лишен свободы, потерял любимого человека и т. п.). При любых обстоятельствах человек может занять осмысленную позицию, ибо жизнь человека сохраняет свой смысл до конца.

Вывод можно сделать достаточно оптимистический: несмотря на духовный кризис у многих людей современного мира, выход из этого состояния все-таки найдется по мере того, кaк люди будут осваивать новые свободные формы жизни, возможности самореализации своих способностей, достижения жизненных целей.

Самореализация личности, как правило, происходит не в одном, а в нескольких видах деятельности. Кроме профессиональной деятельности, большинство людей стремятся создать крепкую семью, иметь хороших друзей, интересные увлечения и т. д. Все разнообразные виды деятельности и цели в совокупности создают своего рода систему ориентирования личности на долгосрочную перспективу. Исходя из этой перспективы индивид выбирает соответствующую жизненную стратегию (общее направление жизненного пути).

Жизненные стратегии можно условно разделить на три основные типа:

  1. стратегия жизненного благополучия — стремление создать благоприятные условия жизни, заработать очередной миллион;
  2. стратегия жизненного успеха — стремление получить очередную должность, очередное звание, покорить очередную вершину и т. п.;
  3. стратегия жизненной самореализации — стремление максимально развить свои способности в определенных видах деятельности.

Выбор той или иной жизненной стратегии зависит от трех основных факторов:

  • объективных социальных условий, которые общество (государство) может предоставить личности для ее самореализации;
  • принадлежности индивида к той или иной социальной общности (классу, этносу, социальному слою и т. д.);
  • социально-психологических качеств самой личности.

Например, большинство членов традиционного или кризисного общества, в которых проблема выживания является главной, вынуждены придерживаться стратегии жизненного благополучия. В демократическом обществе с развитыми рыночными отношениями наиболее популярной является стратегия жизненного успеха. В социальном обществе (государстве), в котором для подавляющего большинства граждан решены основные социальные проблемы, весьма привлекательной может быть стратегия жизненной самореализации.

Жизненная стратегия может быть выбрана индивидом однажды и на всю жизнь, а может меняться в зависимости от тех или иных обстоятельств. Так, индивид в полной мере реализовал стратегию жизненного успеха и решил ориентироваться на новую стратегию или индивид вынужден отказаться от ранее избранной стратегии (потерявший работу ученый, обанкротившийся бизнесмен, уволенный в отставку военный и т. д.).