Методы экспериментального исследования

Постановка и организация эксперимента определяются его назначением.

Классификация, типы и задачи эксперимента

Важнейшей составной частью научных исследований является эксперимент, основой которого является научно поставленный опыт.

Само слово эксперимент происходит от лат. experimentum — проба, опыт.

В научном языке и исследовательской работе термин «эксперимент» обычно используется в значении, общем для целого ряда сопряженных понятий: опыт, целенаправленное наблюдение, воспроизведение объекта познания, организация особых условий его существования, проверка предсказания.

В это понятие вкладывается научная постановка опытов и наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явлений и воссоздавать его каждый раз при повторении этих условий. Само по себе понятие «эксперимент» означает действие, направленное на создание условий в целях осуществления того или иного явления и по возможности наиболее частого, т.е. не осложняемого другими явлениями.

Основной целью эксперимента являются выявление свойств исследуемых объектов, проверка справедливости гипотез и на этой основе широкое и глубокое изучение темы научного исследования.

Постановка и организация эксперимента определяются его назначением.

Они различаются:

— по способу формирования условий (естественных и искусственных);

— по целям исследования (преобразующие, констатирующие, контролирующие, поисковые, решающие);

— по организации проведения (лабораторные, натурные, полевые, производственные и т.п.);

— по структуре изучаемых объектов и явлений (простые, сложные);

— по характеру внешних воздействий на объект исследования (вещественные, энергетические, информационные);

— по характеру взаимодействия средства экспериментального исследования с объектом исследования (обычный и модельный);

— по типу моделей, исследуемых в эксперименте (материальный и мысленный);

— по контролируемым величинам (пассивный и активный);

— по числу варьируемых факторов (однофакторный и многофакторный);

— по характеру изучаемых объектов или явлений (технологические, социометрические) и т.п.

Для классификации могут быть использованы и другие признаки.

Естественный эксперимент предполагает проведение опытов в естественных условиях существования объекта исследования (чаще всего используется в биологических, социальных, педагогических и психологических науках).

Искусственный эксперимент предполагает формирование искусственных условий (широко применяется в естественных и технических науках).

Преобразующий (созидательный) эксперимент включает активное изменение структуры и функций объекта исследования в соответствии с выдвинутой гипотезой, формирование новых связен и отношений между компонентами объекта или между исследуемым объектом и другими объектами. Исследователь в соответствии со вскрытыми тенденциями развития объекта исследования преднамеренно создает условия, которые должны способствовать формированию новых свойств и качеств объекта.

Констатирующий эксперимент используется для проверки определенных предположений. В процессе этого эксперимента констатируется наличие определенной связи между воздействием на объект исследования и результатом, выявляется наличие определенных фактов.

Контролирующий эксперимент сводится к контролю за результатами внешних воздействий на объект исследования с учетом его состояния, характера воздействия и ожидаемого эффекта.

Поисковый эксперимент проводится в том случае, если затруднена классификация факторов, влияющих на изучаемое явление вследствие отсутствия достаточных предварительных (априорных) данных. По результатам поискового эксперимента устанавливается значимость факторов, осуществляется отсеивание незначимых.

Решающий эксперимент ставится для проверки справедливости основных положений фундаментальных теорий в том случае, когда две или несколько гипотез одинаково согласуются со многими явлениями. Это согласие приводит к затруднению, какую именно из гипотез считать правильной.

Решающий эксперимент дает такие факты, которые согласуются с одной из гипотез и противоречат другой.

Примером решающего эксперимента служат опыты по проверке справедливости ньютоновской теории истечения света и волнообразной теории Гюйгенса. Эти опыты были поставлены французским ученым Фуко (1819-1868). Они касались вопроса о скорости распространения света внутри прозрачных тел. Согласно гипотезе истечения, скорость света внутри таких тел должна быть больше, чем в пустоте. Но Фуко своими опытами доказал обратное, т.е. что в менее плотной среде скорость света большая. Этот опыт Фуко и был тем решающим опытом, который решил спор между двумя гипотезами (в настоящее время гипотеза Гюйгенса заменена электромагнитной гипотезой Максвелла).

Другим примером решающего эксперимента может служить спор между Птолемеем и Коперником о движении Земли. Решающий опыт Фуко с маятником окончательно решил спор в пользу теории Коперника.

Лабораторный эксперимент проводится в лабораторных условиях с применением типовых приборов, специальных моделирующих установок, стендов, оборудования и т.д.

Чаще всего в лабораторном эксперименте изучается не сам объект, а его образец. Этот эксперимент позволяет доброкачественно, с требуемой повторностью изучить влияние одних характеристик при варьировании других, получить хорошую научную информацию с минимальными затратами времени и ресурсов. Однако такой эксперимент не всегда полностью моделирует реальный ход изучаемого процесса, поэтому возникает потребность в проведении натурного эксперимента.

Натурный эксперимент проводится в естественных условиях и на реальных объектах. Этот вид эксперимента часто используется в процессе натурных испытаний изготовленных систем. В зависимости от места проведения испытаний натурные эксперименты подразделяются на производственные, полевые, полигонные, полунатурные и т.п.

Практически во всех случаях основная научная проблема натурного эксперимента — обеспечить достаточное соответствие (адекватность) условий эксперимента реальной ситуации, в которой будет работать впоследствии создаваемый объект.

Центральными задачами натурного эксперимента являются:

изучение характеристик воздействия среды на испытуемый объект;

идентификация статистических и динамических параметров объекта;

оценка эффективности функционирования объекта и проверка его на соответствие заданным требованиям.

Эксперименты могут быть открытыми и закрытыми, они широко распространены в психологии, социологии, педагогике. В открытом эксперименте его задачи открыто объясняются испытуемым, в закрытом — в целях получения объективных данных эти задачи скрываются от испытуемого.

Простой эксперимент используется для изучения объектов, не имеющих разветвленной структуры, с небольшим количеством взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, выполняющих простейшие функции.

В сложном эксперименте изучаются явления или объекты с разветвленной структурой (можно выделить иерархические уровни) и большим количеством взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, выполняющих сложные функции. Высокая степень связности элементов приводит к тому, что изменение состояния какого-либо элемента или связи влечет за собой изменение состояния многих других элементов системы. В сложных объектах исследования возможно наличие нескольких разных структур, нескольких разных целей.

Информационный эксперимент используется для изучения воздействия определенной (различной по форме и содержанию) информации на объект исследования (чаще всего информационный эксперимент используется в биологии, психологии, социологии, кибернетике и т.п.). С помощью этого эксперимента изучается изменение состояния объекта исследования под влиянием сообщаемой ему информации.

Вещественный эксперимент предполагает изучение влияния различных вещественных факторов на состояние объекта исследования. Например, влияние различных добавок на качество стали и т.п.

Энергетический эксперимент используется для изучения воздействия различных видов энергии (электромагнитной, механической, тепловой и т.д.) на объект исследования. Этот тип эксперимента широко распространен в естественных науках.

Обычный (или классический) эксперимент включает экспериментатора как познающего субъекта; объект или предмет экспериментального исследования и средства (инструменты, приборы, экспериментальные установки), при помощи которых осуществляется эксперимент.

В обычном эксперименте экспериментальные средства непосредственно взаимодействуют с объектом исследования. Они являются посредниками между экспериментатором и объектом исследования.

Модельный эксперимент в отличие от обычного имеет дело с моделью исследуемого объекта. Модель входит в состав экспериментальной установки, замещая не только объект исследования, но часто и условия, в которых изучается некоторый объект,

Модельный эксперимент при расширении возможностей экспериментального исследования одновременно имеет и ряд недостатков, связанных с тем, что различие между моделью и реальным объектом может стать источником ошибок и, кроме того, экстраполяция результатов изучения поведения модели на моделируемый объект требует дополнительных затрат времени и теоретического обоснования правомочности такой экстраполяции.

Различие между орудиями эксперимента при моделировании позволяет выделить мысленный и материальный эксперимент.

Орудиями мысленного (умствённого) эксперимента являются мысленные модели исследуемых объектов или явлений (чувственные образы, образно-знаковые модели, знаковые модели). Для обозначения мысленного эксперимента иногда пользуются терминами: идеализированный или воображаемый эксперимент.

Мысленный эксперимент является одной из форм умственной деятельности познающего субъекта, в процессе которой воспроизводится в воображении структура реального эксперимента.

Структура мысленного эксперимента включает: построение мысленной модели объекта исследования, идеализированных условий эксперимента и воздействий на объект; сознательное и планомерное изменение, комбинирование условий эксперимента и воздействий на объект; сознательное и точное применение на всех стадиях эксперимента объективных законов науки, благодаря чему исключается абсолютный произвол. В результате такого эксперимента формируются выводы.

Материальный эксперимент имеет аналогичную структуру. Однако в материальном эксперименте используются материальные, а не идеальные объекты исследования. Основное отличие материального эксперимента от мысленного в том, что реальный эксперимент представляет собой форму объективной материальной связи сознания с внешним миром, между тем как мысленный эксперимент является специфической формой теоретической деятельности субъекта.

Пассивный эксперимент предусматривает измерение только выбранных показателей (параметров, переменных) в результате наблюдения за объектом без искусственного вмешательства в его функционирование.

Примерами пассивного эксперимента является наблюдение:

— за интенсивностью, составом, скоростями движения транспортных потоков;

— за числом заболеваний вообще или какой-либо определенной болезнью;

— за работоспособностью определенной группы лиц;

— за показателями, изменяющимися с возрастом;

— за числом дорожно-транспортных происшествий и т.п.

Пассивный эксперимент, по существу, является наблюдением, которое сопровождается инструментальным измерением выбранных показателей состояния объекта исследования.

Активный эксперимент связан с выбором специальных входных сигналов (факторов) и контролирует вход и выход исследуемой системы.

Однофакторный эксперимент предполагает:

— выделение нужных факторов;

— стабилизацию мешающих факторов;

— поочередное варьирование интересующих исследователя факторов.

Стратегия многофакторного эксперимента состоит в том, что варьируются все переменные сразу и каждый эффект оценивается по результатам всех опытов, проведенных в данной серии экспериментов.

Технологический эксперимент направлен на изучение элементов технологического процесса (продукции, оборудования, деятельности работников и т.п.) или процесса в целом.

Социометрический эксперимент используется для измерения существующих межличностных, социально-психологических отношений в малых группах с целью их последующего изменения.

Для проведения эксперимента любого типа необходимо:

— разработать гипотезу, подлежащую проверке;

— создать программы экспериментальных работ;

— определить способы и приемы вмешательства в объект исследования;

— обеспечить условия для осуществления процедуры экспериментальных работ;

— разработать пути и приемы фиксирования хода и результатов эксперимента;

— подготовить средства эксперимента (приборы, установки, модели и т.п.);

— обеспечить эксперимент необходимым обслуживающим персоналом.

Социальная работа / Методика исследований в социальной работе / 6.3. Эксперимент в социальном исследовании

Одним из хорошо известных в социономии методов сбора первичной социальной информации является эксперимент.

Если бросить взгляд в историю развития науки и научных методов, то можно с достоверностью установить, что экспериментальный метод развивался преимущественно в естествознании. Именно там он получил классическое определение своих признаков, своих методологических основ.

Эксперимент в естествознании как научный метод начал развиваться еще в эпоху Возрождения. Галилео Галилей был первым, кто поставил опыт на научную основу. Д. Милль (1806 – 1873), признавая правомерность применения эксперимента в исследовании природы, отрицал возможность его применения в исследовании социальных явлений. В качестве основного аргумента он выдвигал сложность социальных явлений. В отечественной философской литературе долгое время господствовала точка зрения, согласно которой эксперимент является сугубо естественным понятием и применять его к социальным явлениям считалось несовместимым с наукой.

В отличие от эмпирических методов эксперимент предполагает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, отчетливо выявляющих его социально-психологические особенности. Специфика экспериментальных методов состоит, таким образом, в том, что они предполагают: а) организацию специальных условий деятельности, влияющих на исследуемые психологические особенности испытуемых; б) изменение этих условий в ходе исследования. Вместе с тем экспериментальные методы предполагают использование неэкспериментальных (эмпирических) методов, непосредственно включают их в себя в качестве своих естественных моментов.

Хотя исследовательский метод — эксперимент наиболее часто ассоциируется с естественными науками, недопустимо механически переносить методику естественнонаучного эксперимента в практику социальных наук. Прежде всего, из-за ряда существенных особенностей в объектах социальных исследований и объектах физического мира. Так, если в естественнонаучном эксперименте воздействие на объект ограничено временными рамками самого эксперимента, то для социального объекта это весьма важное условие локализации воздействия во времени не выполняется. Социальный объект обладает памятью, аккумулирующей действие причинных переменных за весьма длительные промежутки времени, что сильно ограничивает возможности контроля над воздействием на объект, а тем самым и возможности социального эксперимента. Другой особенностью является качественно более высокий уровень сложности причинной зависимости социальных явлений, что, прежде всего, проявляется в существенно более высоком, чем в естественнонаучном эксперименте, числе подлежащих учету переменных. Иными словами, пространство детерминации в социальном эксперименте многомерно, что крайне усложняет задачу выделения причинных зависимостей в «чистом виде», а следовательно, и постановку задачи эксперимента.

Как мы знаем, особенностью функционирования социальных объектов являются целостность, системный характер зависимостей. Это означает, что отдельные элементы социальной организации и отдельные факторы существуют и функционируют не независимо от других, а находятся в самой непосредственной связи с особенностями социальной организации в целом. Отдельные элементы или факторы связаны между собой чаще всего не прямо, а опосредованно через социальный объект в целом, через высший уровень его организации. Действие каждого отдельного фактора преломляется через этот высший уровень, и поэтому результат его действия зависит от общего состояния социального объекта и от множества определяющих его факторов.

Кроме того, воздействие независимой переменной может привести не к отдельным изменениям, которые легко зарегистрировать и проследить характер их зависимости, а к таким многообразным, комплексным, всесторонним изменениям объекта, в которых трудно разобраться. Изменения эти не относятся исключительно к данному фактору, а объясняются также и спецификой внутренних, потенциальных особенностей состояния социального объекта, которые данный фактор лишь привел в действие. Как показывает практика, трудности с применением экспериментального метода при исследовании социальных явлений преодолимы. Применение эксперимента при исследовании социальных процессов сейчас ни у кого не вызывает возражений.

Основными признаками социального эксперимента являются: 1) вмешательство в систему объективной реальности; 2) планомерное введение относительно изолированного экспериментального фактора, его вариация, возможная комбинация с другими факторами; 3) планомерный контроль за всеми существенными детерминирующими факторами; 4) эффекты зависимости переменных должны быть измерены и однозначно сведены к влиянию независимых переменных (экспериментального фактора).

В самом общем виде эксперимент включает два этапа: некое воздействие и наблюдение за последствиями такого воздействия. Простейшим примером такого экспериментального воздействия может служить реклама того или иного товара – публикуется сообщение о рекламируемом товаре и регистрируется изменение поведения населения, которое, как предполагается, будет выражаться в изменении спроса на этот товар.

Целью эксперимента является проверка гипотезы о наличии или отсутствии влияния независимой переменной на зависимую. В математике переменной называют величину, принимающую различные значения. Переменная независимая – это переменная, наличие и изменение которой влияет на наличие или изменение других переменных (зависимых). Переменная зависимая – это величина (переменная), появляющаяся или изменяющаяся в определенной связи с наличием или изменением другой переменной.

Классическая модель эксперимента представлена в табл. 6.2.

Группу 1, на которую будет оказано экспериментальное воздействие, называют экспериментальной, группу 2, на которую не будет оказано никакого экспериментального воздействия, называют контрольной группой.
В реальном эксперименте эти две группы стараются подобрать как можно более похожими друг на друга.

После воздействия на группу 1 экспериментальным фактором Х проводится сравнение изменений в экспериментальной и контрольной группе:

B1 – B2 = Иэ (изменение в экспериментальной группе),

В3 – В4 = Ик (изменение в контрольной группе).

Если будут обнаружены значимые различия между Иэ и Ик в серии последовательных экспериментов, то предполагается, что причина тому – влияние экспериментального воздействия Х.

Принципиальное значение имеет вопрос о подборе экспериментальной и контрольной групп. Основная задача исследователя достичь до эксперимента максималь

ного подобия (одинаковости достичь невозможно) этих двух групп. Термин подобие понимается в этом случае в статистическом смысле – единицы генеральной совокупности, из которых подбираются группы, должны иметь одинаковые шансы попасть и в группу 1, и в группу 2. Такой процесс подбора часто называют рандомизацией. Это процедура, которая гарантирует равную возможность каждому члену популяции стать участником эксперимента. Рандомизация преследует цель исключить систематические смещения и ошибки, могущие возникнуть при экспериментальном воздействии на неэквивалентные группы.

Простейший пример рандомизации: из некоторой генеральной совокупности, на которую в дальнейшем предполагается распространить выводы эксперимента, случайно отбирается некое число объектов (например, людей). Эти объекты пронумеровываются в некотором порядке, а затем объекты с четными номерами объявляются экспериментальной, а с нечетными – контрольной группой.

Социальный эксперимент – проба, опыт; метод научного познания, проверки гипотез посредством фиксации и контроля за состоянием социального объекта, изменяющегося под воздействием специально создаваемых условий – вводных факторов (заданных переменных), позволяющих наблюдать, измерять образующиеся связи явлений, проверять правильность выдвигаемых положений, получать новое знание. Главное в социальном эксперименте – специально организованное, научно обоснованное воздействие на социальную группу, коллектив, общность людей, личность, на их отношения с целью познания и изменения их жизнедеятельности в желаемом направлении. Воздействие считается экспериментальным, если оно управляется, контролируется, измеряется, фиксируется, и полученные данные оцениваются, обобщаются, включаются в состав принимаемых решений. Ценность социального эксперимента заключается в продуктивности этого метода, так как он дает не только описательную информацию о состоянии и изменениях социального объекта, но и объяснительную – о причинах изменений, возможностях повторения. Необходимость социального эксперимента возникает тогда, когда нужно решить задачи, связанные с реакцией какой-либо социальной группы на вводимые внутренние или внешние факторы, если эти задачи не могут быть решены другим путем.

На эффективность применения экспериментального метода в исследовании социальных явлений оказывает влияние система общих требований, которая выработана в процессе социологической практики. Таких требований четыре: 1) применение социального эксперимента обязательно должно способствовать приросту знаний; 2) планируемые условия эксперимента, его структура не должны нарушать основополагающих принципов исследуемого объекта; 3) эксперимент должен быть управляемым.

Структура социального эксперимента: экспериментатор; экспериментальный фактор, или независимая переменная (условие или система условий, которые вводятся исследователем); экспериментальная ситуация – ситуация, которая создается в соответствии с программой исследования для проведения эксперимента.

Социальный эксперимент в зависимости от условий его проведения может быть различных видов. Его классифицируют по ряду критериев:

а) по времени проведения эксперимента – кратковременный и длительный (лонгитюдный);

б) по структуре изучаемых явлений – однофакторный (простой) и многофакторный (сложный);

в) по организации проведения – лабораторный, естественный.

Лабораторный эксперимент проводится в искусственных, специально создаваемых и учитывающих ряд факторов условиях. Довольно часто он проводится в специально оборудованном помещении при активном использовании различных приборов и

другой регистрирующей аппаратуры. Неестественность ситуации эксперимента приводит к напряженности, скованности испытуемого из-за непривычных условий. К тому же лабораторный эксперимент (хотя и отражает в определенной степени реальные жизненные ситуации) часто все же далек от реальных ситуаций, поэтому он редко применяется для решения проблем в области социальной работы.

Естественный (полевой) эксперимент отличается тем, что испытуемый, находящийся в обычных для него условиях деятельности (например, труда, учебы, отдыха и т.д.), не догадывается о проводимом исследовании, объектом которого он является. Этот метод сочетает в себе преимущества наблюдения и эксперимента. Здесь нет отрицательного влияния эмоционального напряжения, преднамеренности ответной реакции, стремления психологически «защититься».

При проведении естественного эксперимента испытуемого можно поставить в такие условия, которые неизбежно выявят интересующие исследователя особенности его личности.

Достоинства естественного (полевого) эксперимента – относительная замаскированность целей исследования, достаточно неформальная обстановка проведения исследования являются следствием его органической включенности в условия жизни и деятельности испытуемых. К недостаткам этого метода относятся сложность подбора контрастных естественных условий и все недостатки тех неэкспериментальных методик, которые применяются в составе естественного эксперимента и служат для отбора данных.

Экспериментальная группа и контрольная группа

В эксперименте обычно выделяются два вида объектов — контрольные и экспериментальные группы. Данные две совокупности (два объекта) выравниваются по значимым признакам, чтобы практически не различаться. При экспериментальных исследованиях важно, чтобы все испытуемые были равны по возрасту, уровню образования и др. Конечно, они не могут не различаться вовсе. Поэтому внимание экспериментатора сосредоточивается на значимых признаках, т. е. на тех, которые могут оказать влияние на результаты эксперимента.

Экспериментальная группа — та группа, на которую оказывают воздействие экспериментальным фактором. К экспериментальной группе предъявляют требования относительной стабильности состава на период эксперимента, в ряде случаев требуется согласие группы на участие в эксперименте.

Контрольная группа — идентичная экспериментальной по заданным параметрам, но не испытывает воздействие экспериментальным фактором. При наличии контрольной группы повышается чистота социального экс­перимента — так как воздействие побочных параметров в одинаковой сте­пени вероятно и в экспериментальной и в контрольной группе.

Экспериментальная и контрольная группы должны быть практически идентичными. Данная идентичность достигается двумя способами. Первый способ — попарное выравнивание объектов по значимым переменным, установленным до проведения экспериментальных операций. Выравнивание можно осуществить путем подбора для каждого объекта экспериментальной группы идентичного объекта в контрольной группе. Например, если в экспериментальную группу входит мужчина 40 лет с высшим гуманитарным образованием, в контрольной группе должен быть его «двойник» с такими же параметрами.

Второй, более доступный, метод выравнивания групп основан на выравнивании частотных распределений, а не каждой пары в отдельности. Например, экспериментатор обеспечивает 30-процентную долю испытуемых с высшим образованием и в той, и в другой группе. Аналогичные выравнивания осуществляются и по другим признакам, а отдельные испытуемые уже не контролируются. Разумеется, в данном случае не достигается высокого сходства между группами, но комплектование групп намного облегчается.

Третий способ обеспечения идентичности экспериментальной и контрольной групп — случайное распределение объектов по группам. Чаще всего такой способ называют рандомизацией. В отличие от выравнивания рандомизация, как предполагается, устраняет систематические различия между группами по всем признакам, а не только контролируемым исследователем.

Экспериментальный фактор (независимая переменная) — условие или система условий, которые вводятся социологом. Независимая пере­менная будет управляемой, если ее направление и интенсивность действия находятся в соответствии с программными установками.

Экспериментальная ситуация — ситуация, которая создается в соответствии с программой исследования для проведения эксперимента. По структуре экспериментальная ситуация характеризуется условиями эксперимента; вербальными и предметными факторами-раздражителями; инструкцией; наличием экспериментаторов; наличием экспериментируемых; реакциями экспериментируемых.

На полевом этапе эксперимента одна группа объектов подвергается воздействию экспериментальной переменной. Чтобы убедиться в том, что данные результаты возникли вследствие воздействия именно экспериментальной переменной, а не какой-либо иной, следует сопоставить параметры экспериментальной группы с параметрами группы, где никаких воздействий не применялось. Различие между этими параметрами и есть результат воздействия экспериментальной переменной. Если различие нулевое или несущественное, мы констатируем отсутствие связи. Если применение экспериментальной переменной значительно изменяет распределение изучаемого признака, имеются основания предполагать причинную связь между ними. Такова общая схема, которая лежит в основании более сложных планов эксперимента.

Экспери­ментальный фактор не включается в условия экспериментальной ситуации. Например, мы изучаем явления «А», которое может протекать в разных условиях: «Б»; «В»; «Г»; «Д» и т.д. В ходе эксперимента мы хотим выяснить, как влияет фактор «Б» на интересующее нас явление «А». Для выяснения этого фактора мы многократно вызываем явление «А», но при этом изменяем фактор «Б» (независимая переменная), а остальные условия оставляем без изменений (зависимые переменные).

Для получения более объективных данных исследовании необходимо обеспечить полное равенство всех условий факторов, при которых протекает то или иное условие. Изменяться должна только независимая переменная (в нашем случае фактор «Б»).

Достоверность проверяемой гипотезы достигается либо при многократном повторении опытов, либо за счет достаточного количества испытуемых с последующей математической обработкой.

Результаты каждого опыта записываются в протоколе, где фиксируются общие сведения об испытуемых, указываются характер экспериментальной задачи, время опыта, количественные и качественные результаты эксперимента, особенности испытуемых, их действий и т.п.

Протокол №_____

1. Фамилия__________________

2. Возраст_______

3. Пол__________

4. Дата__________

5. Время_________

6. Задача_________

7. Экспериментатор___________