Общие принципы и механизмы адаптации

Общие принципы и механизмы адаптации

Существуют два типа приспособлений к внешним факторам. Первый заключается в формировании определенной степени устой­ чивости к данному фактору, способности сохранять функции при изменении силы его действия. Это адаптация по типу толерант­ ности (выносливость) — пассивный путь адаптации. Второй тип приспособления — активный. С помощью особых специфических адаптивных механизмов организм человека компенсирует измене­ ния воздействующего фактора таким образом, что внутренняя среда остается относительно постоянной. Происходит адаптация по ре­ зистентному (сопротивление, противодействие) типу.

Помимо специфики фактора (влияние на те или иные процес­ сы в организме), зависящей от его физико-химической природы, характер воздействия на организм и реакция на него со стороны организма человека во многом определяются интенсивностью фак­ тора, его <<дозировкой>>. Количественное влияние условий среды определяется тем, что такие факторы как температура воздуха,

наличие в нем кислорода и других жизненно важных элементов, в той или иной дозе необходимы для нормального функционирова­ ния организма, тогда как недостаток или избыток того же фактора тормозит жизнедеятельность. Количественное выражение факто­ ра, соответствующее потребностям организма и обеспечивающее наиболее благоприятные условия для его жизни, рассматривают как оптимальное.

Специфические адаптивные механизмы, свойственные челове­ ку, дают ему возможность переносить определенный размах от­ клонений фактора от оптимальных значений без нарушения нор­ мальных функций организма (рис. 2.1). Диапазон между этими дву­ мя значениями называется пределами толерантности (выносливо-

Рис. 2.1. Принuипиальная схема вли­

яния количественного выражения 2

факторов окружающей среды на

жизнедеятельность организма:

1 — степень благоприятствования фак­ торов для организма; 2 — энергозатра­ ты на адаптацию

Количественное выраЖение фактора

сти), а кривая, характеризующая зависимость переносимости от величины фактора, называется кривой толерантности.

Зоны количественного выражения фактора, отклоняющегося

от оптимума, но не нарушающего жизнедеятельности, определя­

ются как зоны нормы. Таких зон две, соответственно отклонению от оптимума в сторону недостатка дозировки фактора и в сторо­ ну его избытка. Дальнейший сдвиг в сторону недостатка или из­ бытка фактора может снизить эффективность действия адаптив­ ных механизмов и даже нарушить жизнедеятельность организма. При крайнем недостатке или избытке фактора, приводящем к патологическим изменениям в организме, выделяют зоны песси­ мума (причинять вред, терпеть ущерб). Наконец, за пределамИ, этих зон количественное выражение фактора таково, что полное напряжение всех приспособительных систем оказывается мало­ эффективным. Эти крайние значения приводят к летальному ис­ ходу, за пределами этих значений жизнь невозможна.

Адаптация к любому фактору связана с затратой энергии. В зоне

оптимума адаптивные механизмы не нужны и энергия расходуется

только на фундаментальные жизненные процессы, организм на­

ходится в равновесии со средой. При выходе значения фактора за пределы оптимума включаются адаптивные механизмы, требую­ щие тем больше энергозатрат, чем дальше значение фактора от­ клоняется от оптимального. Нарушение энергетического баланса организма, наряду с повреЖдающим действием недостатка или избытка фактора, ограничивает диапазон переносимых человеком

изменений.

Если внешние условия в течение достаточно длительного вре-

мени сохраняются более или менее постоянными, либо изменя­ ются в пределах определенного диапазона вокруг какого-то сред­ него значения, то жизнедеятельность организма стабилизируется на уровне, адаптивном по отношению к этому среднему, типич­ ному состоянию среды. Смена средних условий во времени или пространстве влечет за собой переход на другой уровень стабили­ зации (сезонные, температурныt! адаптации и др.).

2 ]<JIIhKO 33

Г. Селье, подошедший к проблеме адаптации с новых пози­ ций, назвал факторы, воздействие которых приводит к адапта­ ции, стресс-факторами. Другое их название- экстремальные фак­ торы, т. е. необычные факторы окружающей среды, оказывающие неблагаприятное влияние на общее состояние, самочувствие, здо­ ровье и работоспособность человека. Причем это могут оказывать не только отдельные воздействия на организм, но и измененные условия существования в целом (например, переезд человека с юга на Крайний Север). Он же установил четыре стадии фазового

течения.

1. Срочная, включающая стресс. Под термином «СтресС>> (на­ пряжение) понимаются неспецифические психофизиологические проявления адаптивной активности при действии любых, значи­ мыхдля организма факторов. Примерами проявления срочной адап­ тации являются: пассивное увеличение теплопродукции в ответ на холод, рост легочной вентиляции и минутного объема кровообра­ щения в ответ на недостаток кислорода.

2. Формирование долговременной адаптации -переходная фаза к устойчивой адаmации. Она характеризуется формированием функ­ циональных систем, обеспечивающих управление адаптацией к возникшим новым условиям.

3. формированная долговременная адаптация, или фаза устой­ чивои адаптации, резистентности, когда системы саморегуляции гамеостаза функционируют на новом уровне. Основными условия­ ми долговременной адаптации являются последовательность и не­ прерывность воздействия экстремального фактора. По существу, она развивается на основе многократной реализации срочной адап­ тации и характеризуется тем, что в результате постоянного коли­ чественного накопления изменений организм приобретает новое качество — из неадаптированного превращается в адаптирован­ ный. Такова адаптация к недостижимой ранее интенсивной физи­ ческой работе (тренировка), развитие устойчивости к холоду, теп­

лу и т.д.

4. Истощение, которое может развиться в результате сильного и длительного воздействия экстремальных факторов. При сильном и длительном стрессе такое воздействие может привести к болезни или смерти.

Комплекс адаптивных реакций организма человека обеспечи­ вающий его существование в экстремальных услови х, получил название нормы адашивной реакции. Процесс индивидуальной адап­ тации обеспечивается формированием изменений в организме, не­ редко носящих характер предпатологических или даже патологи­ ческих реакций. Эти изменения, как следствие общего стресса или напряжения отдельных физиологических систем представляют со­ бой своеобразную <<цену адаптации>>. Например, роцесс адаптации к условиям Крайнего Севера может длиться десятки лет. При этом

возможны временные срывы адаптации — повышенная заболевае­ мость органов дыхания, язвенная и сердечно-сосудистые болезни.

Если уровни воздействия факторов окружающей среды выхо­

дят за пределы адаптационных возможностей организма, и адап­

тация переходит в четвертую стадию — стадию истощения, вклю­

чаются дополнительные защитные механизмы. Это механизмы ком­ пенсации, противодействующие возникновению и прогрессиро­

ванию патологического процесса, т. е. ответные силы организма на изменения окружающей среды в зависимости от степени этих из­ менений качественно различны и колеблются от физиологически

оптимальных до патологических.

Таким образом, если адаптация обеспечивает гомеостаз в усло­

виях здоровья, то к о м п е н с а ц и я — это борьба организма за гомеостаз в измененных условиях — условиях болезни. Если воз­ действие факторов среды на организм количественно превышает уровень нормы адаптации организма, то он теряет способность в дальнейшем адаптироваться к среде, так как возможность пере­ стройки структурных связей системы исчерпана.

В естественных условиях обитания организм человека всегда подвержен влиянию сложного комплекса факторов, каждый из которых выражен в разной степени относительно своего оптималь­ ного значения. В природе сочетание всех факторов в их оптималь­ ных значениях — явление практически невозможное. Это означа­ ет, что в естественных условиях организм всегда затрачивает ка­ кую-то часть энергии на работу адаптивных механизмов. Важно и то, что при комплексном воздействии между отдельными факто­ рами устанавливаются особые взаимоотношения, при которых действие одного фактора в какой-то степени изменяет (усилива­ ет, ослабляет и т.п.) характер воздействия другого. Например, тренировка к физическим нагрузкам вызывает устойчивость к гипоксии (кислородному голоданию), и наоборот, тренировка к гипоксии создает устойчивость к большим мышечным нагрузкам.

Важен не только качественный критерий фактора, но и режим воздействия этого фактора на организм. Реакция организма значи­ тельно возрастает, если фактор воздействует не в виде непрерыв­ ного сигнала, а дискретно, т. е. с определенными интервалами. Этот прерывистый характер воздействия широко используется в прак­ тике при выработке адаптации к холоду, гипоксии, физическим

нагрузкам и т. п.

2.3. Общие меры повышения устойчивости организма

Управлять адаптацией, сnособствовать повышению выносли­ вости своего организма — эту цель должны ставить перед собой люди. Самое главное условие для по;::держания устойчивого гамео­ стаза организма, а следовательно, и механизма адаптационных про-

цессов, — гармонизация жизнедеятельности человека со средой его обитания. Одно из необходимых условий для этого- своевре­ менное и рациональное питание. Недостаточность или избыточ­ ность питания и нарушение соотношений питательных веществ в рационе питания сказываются на деятельности организма, снижа­ ют его сопротивляемость и, следовательно, способности к адапта­ ции. Благоприятные условия труда и отдыха, в том числе режим сна и бодрствования, отдыха и труда — также необходимое усло­ вие нормального функционирования организма.

Особую роль играет физическая активность. Она формирует не­ рвные механизмы управления, активизирует взаимодействие орга­ низма с внешней средой, способствует развитию организма в це­ лом. Движение -обязательный компонент работы всех анализато­ ров, оно необходимо для получения информации, развития пси­ хики. Особенности двигательной деятельности делают ее средством повышения тренированности обмена веществ, достаточно эконо­ мичной траты энергии в покое, способности организма наиболее совершенно утилизировать кислород, усиления функционирова­ ния ферментативных систем. Резистентность как результат физи­ ческой активности обусловлена также повышением координации и более тонкой регуляцией в деятельности систем кровообраще­ ния, дыхания и т. д. Все эти механизмы в значительной мере явля­ ются неспецифическими. Благодаря их наличию облегчается ста­ новление адаптационных реакций по отношению к широкому спек­ тру факторов.

Жизнь современного человека весьма мобильна, и в обычных условиях его организм непрерывно адаптируется к целому комп­ лексу природно-климатических и социально- производственных факторов (рис. 2.2). <<Цена адаптации» зависит от дозы воздейству­ ющего фактора и индивидуальных особенностей организма. Доза воздействия и переносимость зависят от наследственных — гене­ тических — особенностей организма, продолжительности и силы (интенсивности) воздействия фактора. Стресс из звена адаптации может при чрезмерно сильных воздействиях среды трансформиро­ ваться в развитие разнообразных заболеваний.

Разработка и применение методов и средств повышения неспе­

цифической и специфической устойчивости организма, его адап­

тационных возможностей, а также разработка методов и средств,

повышающих компенсаторные возможности организма к действию чрезмерных, выходящих за пределы адаптационных возможностей,

уровней и концентраций повреждающих факторов среды, приве­

дет к улучшению жизнедеятельности организма.

Контрольные вопросы

1. Объясните, что такое гомеостаз?

2. Адаптация — благо или вред?

3. Расскажите о периодах развития адаптации.

4. Какую роль играет физическая активность в повышении выносливо­

сти организма?

Контроль за уровнем здоровья и заболеваемостью

Управление здоровьем и трудовыми ресурсами

Контроль

Факторы среды:

Управление

за средой природно-климатические, производственные

факторами среды

Адаптация, неспецифи­ ческие обратимые реакции, приспособления Специфические необра­ тимые реакции, снижение трудоспособности, экономический ущерб

Человек не рождается приспособленным к жизни в окружающем мире. Человеку даются инстинкты, которые заставляют его выживать, стремиться сохранить свою жизнь, продлить ее через своих детей, а также оставить какой-то след в истории человечества. Однако инстинкты еще не говорят о том, что человек адаптировался. В психологии часто рассматривается социальная адаптивность, принципы которой заключаются в том, что человек сознательно принимает те правила и рамки жизни людей, которые позволят ему комфортно сосуществовать с остальными.

Адаптивность воспринимается интернет-журналом psytheater.com очень важным качеством. Каждый человек склонен к адаптивности, то есть приспособлению к жизни в новом для себя мире, однако у всех людей получается сделать это по-своему. Каждый приспосабливается, как может. Порой это не всегда становится удачной стратегией. Однако у человека есть предпосылки к тому, чтобы сформировались те адаптивные модели и стратегии, которыми он пользуется.

Почему одни люди живут богато, а другие — бедно? Каждый из них приспособился к одним и тем же условиям жизни так, как смог, как было удобно, как получилось, как сам себе позволил. Образ жизни полностью зависит от того, какие решения человек принимает. Но сам человек довольно часто становится зависимым от тех условий, в которых он находится.

Все-таки человек зависит от того окружения, людей и обстоятельств, в которых пребывает. Он в одних условиях может быть неудачником, а в других – победителем, в компании одних людей – забитым и неинтересным, а в компании других – веселым и харизматичным. Человек один и тот же, но поведение его в различных обстоятельствах и условиях разное!

Образ жизни – это тот способ, благодаря которому человек сумел приспособиться к тем условиям жизни, в которых он находится. Почему он не смог иначе приспособиться к ним? Потому что человек руководствуется собственными страхами, комплексами, убеждениями, которые заставляют его приспособиться так, а не иначе.

Тот образ жизни, который вы ведете, — самый наилучший способ приспособления к тем условиям и обстоятельствам жизни, в которых периодически или постоянно пребываете. Разные люди в одних и тех же условиях приспосабливаются по-разному, как и разные условия жизни позволяют одному и тому же человеку вести себя по-разному. Соответственно, тот образ жизни, который вы ведете, каким бы приятным или отвратительным он ни был, стал вашим решением, которое вы приняли, когда приспосабливались к нему. И руководили вами не только внешние обстоятельства, но и ваши внутренние страхи, комплексы, убеждения, которые диктуют вам, что себе позволять и не позволять, на что идти и не идти, что себе разрешать и не разрешать, и т. д.

Если человек избавится от собственных внутренних ограничений, тогда станет способным приспособиться к любым условиям жизни, получая все выгоды, которые ему нужны. Люди по-разному ведут себя в одних и тех же обстоятельствах. Это говорит о том, что человек ведет себя в обстоятельствах жизни так, как сам себе это позволяет, основываясь на собственных страхах, комплексах и предубеждениях. А если всего этого не будет? Тогда человек в любых условиях жизни будет себя перестраивать так, чтобы получать выгоду даже там, где он не мог ее раньше найти.

Условия жизни могут быть разными. Но только от самого человека – его страхов, убеждений, мыслей, комплексов – зависит то, будет он жить успешно или нет. Простыми словами это называется способностью приспособиться к обстоятельствам так, чтобы получать выгоду.

Если какие-то обстоятельства заставляют вас быть бедным, никчемным и неуспешным, то поймите следующее: это ваши собственные страхи, мысли, комплексы и убеждения мешают в этих обстоятельствах быть счастливчиком. Если вы недовольны своим образом жизни, то измените его. И в этом вам поможет избавление от тех внутренних барьеров, которыми вы сами себя ограничиваете.

Что такое адаптивность?

Адаптивность является широким понятием, а не просто качеством человека. Абсолютно все люди являются адаптивными. Отличается лишь то, каким образом люди адаптируются к условиям жизни и насколько успешными являются эти модели и стратегии, которые человеком были выбраны. Что такое адаптивность? Это качество личности, которая изменяется и варьируется в своем мировоззрении и поведении, в зависимости от условий внешней среды.

Человек не живет в стабильных условиях жизни. Мир постоянно меняется. Меняются законы государства, общество становится другим, в природе могут возникать различные непредвиденные погодные катаклизмы и пр. Уже переезд человека на новое место жительства ставит его в новые условия. Первое попадание в детский садик или школу, первый приход на работу, где необходимо знакомиться с новыми людьми. Даже первый опыт ведения семейной жизни.

Человек с самого рождения вынужден адаптироваться к внешним условиям жизни. Что это такое? Это формирование определенного мировоззрения, поведения, способа мышления, что зависит от условий, в которых человек находится. Если человека поместить в другие обстоятельства, тогда он будет вынужден меняться, чтобы выжить, достигать успеха и желаемых целей.

Можно сказать, что умение достигать поставленных целей – это способность человека адаптироваться к тем условиям, в которых он проживает или находится. Эти условия могут меняться. Если человек способен быстро перестроиться под новые обстоятельства и найти такие способы дальнейшего поведения, которые помогут ему и дальше достигать своей цели, тогда он будет успешным человеком.

Это отличается от поведения индивида, который не достигает целей. Отсутствие желаемого говорит либо о том, что человек не слишком его желает, либо о том, что он просто плохо адаптируется к новым условиям жизни.

  • Наиболее адаптивным человек является в детстве, когда он еще ничего не знает и не умеет. Все, чему он учится, соответствует тем условиям, в которых он проживает.
  • Наименее адаптивным человек становится с годами. Чем старше человек, тем менее он адаптируется. Это больше связано с менталитетом, который гласит о том, что более старшие люди являются мудрыми и опытными. На самом деле люди, которые уже достигли своего пенсионного возраста, наработали те навыки, которые были более-менее эффективны в тех условиях, в которых они вырабатывались. Если время изменилось, нравы в обществе поменялись, тогда опыт старшего поколения может быть бессмысленным и мало эффективным.

Если понаблюдать, то пожилые люди достаточно часто вспоминают о тех годах, когда они сами были молодыми, о тех ценах, которые тогда существовали, о тех нравах в обществе, которые тогда наблюдались. Если человек не желает меняться и приспосабливаться к условиям современного мира, тогда он начинает вспоминать о прошлом, полагая, что тогда жилось лучше. На самом деле человек просто умеет жить в других обстоятельствах жизни, а не в тех, которые бытуют сейчас.

Адаптивность – это сознательное изменение человека в его мировоззрении, поведении и духовном развитии. Она требует интеллектуальной гибкости, способности замечать перемены в обществе и быстро под них подстраиваться. Под «подстраиваться» понимается не жить паразитически, а быть способными изменить свое поведение или мышление под новые условия настолько, чтобы и дальше иметь все, что хочется, достигать других целей и просто жить в свое удовольствие, несмотря на то, что обстоятельства изменились.

Так, выделяют людей с:

  • Низкой адаптивностью.
  • Высокой адаптивностью. Она позволяет человеку не бояться жить в постоянно меняющемся мире, поскольку он всегда готов меняться, пересматривать свои привычки и взгляды, жить по-новому, обучаться и т. д.

Адаптивность происходит на трех уровнях:

  1. Биологическом – способность человека следить за своим здоровьем и находить способы его сохранения в любых условиях окружающего мира.
  2. Социальном – наработка навыков и умений человека существовать с другими людьми, анализировать ситуации, быстро меняться, находить выходы из конфликтных событий, находить общий язык с людьми и пр.
  3. Психологическом – умение человека сохранять внутренний баланс и равновесие, независимо от окружающий условий жизни.

Социальная адаптивность

Адаптивность на социальном уровне считается одной из главных, поскольку человек живет в социуме, в котором он должен интегрироваться, что приведет к развитию:

  • Самосознания.
  • Навыков самообслуживания.
  • Самоконтроля.
  • Адекватного поведения с людьми.

Обычно человек двумя способами приспосабливается в социуме:

  1. Самоизолируется и преображает маленький мирок под собственные нужды.
  2. Выходит в социум и начинает взаимодействовать с людьми, налаживать с ними общий язык, поддерживать контакты, приобщаться к общественным традициям и правилам.

У человека постоянно возникают ситуации, когда он должен адаптироваться: смена места жительства, смена учебного заведения, попадание в новый коллектив людей, смена работы и пр. Каждый раз человек должен отказываться от привычного и приспосабливаться к новым условиям. Здесь он проявляет высокую или низкую адаптивность.

Низкая адаптивность сопровождается стрессом, когда человеку нужно много времени уделить тому, чтобы привыкнуть к новым условиям жизни. Человек не способен быстро прощаться с прошлым и смиряться с новым, настоящим. Нередко человек желает вернуться к прошлому, поскольку даже не старается приспособиться к неизведанному.

Высокая адаптивность помогает человеку менее стрессово перенести необходимость привыкать к чему-то новому. Человек просто смиряется с фактом неизбежного возникновения новых обстоятельств и необходимости привыкать к ним, учиться в них жить и достигать желаемого внутреннего и внешнего равновесия.

Если человек не адаптируется к социальной среде, тогда у него развивается поведение:

  • Девиантное – когда он старается противоречить установленным законам и правилам, жить по-своему, нередко причиняя вред или ущемляя свободу других людей.
  • Патологическое – когда формируются новые модели поведения, которые не вписываются в социально приемлемые, при этом кажутся странными, ненормальными, отклоняющимися от здоровой.

Человек живет в социуме, в котором бытуют свои традиции, устои, права и законы. Каждый человек должен их придерживаться, знать и соблюдать. Существуют строгие разграничения между дозволенным и недозволенным, принятым и неприятным, плохим и хорошим. Если человек хочет адаптироваться, тогда он должен знать, как живет общество, и соблюдать все приемлемые формы поведения и мышления.

Адаптивность – это сознательная способность человека подогнать свою психику и способы мышления под те шаблоны, которые существуют в социуме, чтобы получить поддержку, уважение и понимание со стороны окружающих людей. Это не предполагает полное подчинение человека к социуму. Здесь понимается лишь изменение себя на тех уровнях, где это требуется, с сохранением своего «Я», желаний, мыслей, взглядов и пр.

Какие существуют принципы адаптивности?

На каких принципах базируется адаптивность?

  1. На гомеостатическом – когда человек стремится к равновесию своего внешнего и внутреннего мира. В каких бы условиях человек ни жил, он всегда будет стремиться к тому, чтобы сохранять равновесие, спокойствие. Если обстоятельства будут меняться, то человек будет меняться вместе с ними в том направлении, где он снова будет ощущать себя более-менее сбалансированно, спокойно.
  2. На гедонистическом – когда человек стремится в любой ситуации получить как можно больше удовольствия и уменьшить количество страданий, особенно избежать отрицательных эмоций. Так, даже в плохой ситуации человек желает найти нечто полезное для себя, чтобы снизить уровень своего страдания.
  3. На прагматическом – когда человек желает затрачивать как можно меньше усилий, получая при этом как можно больше выгоды для себя. Человек по своей сути ленивое существо. Поэтому он готов принять абсолютно немыслимое решение и считать его правильным, если оно позволяет ему получать максимальную выгоду, затрачивая на это минимальное количество усилий.

Адаптация

Адаптация (от лат. adaptare – приспособлять) – в широком смысле – приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. А. человека имеет два аспекта: биологический и психологический.
Биологический аспект А. – общий для человека и животных – включает приспособление организма (биологического существа) к устойчивым и изменяющимся условиям внешней среды: температуре, атмосферному давлению, влажности, освещенности и др. физическим условиям, а также к изменениям в организме: заболеванию, потере к.-л. органа или ограничению его функций (см. также Акклимация). К проявлениям биологической А. относится ряд психофизиологических процессов, напр. световая адаптация (см. А. сенсорная). У животных А. к таким условиям осуществляется лишь в пределах внутренних средств и возможностей регуляции функций организма, человек же использует разнообразные вспомогательные средства, являющиеся продуктами его деятельности (жилища, одежду, средства передвижения, оптическую и акустическую аппаратуру и т. д.). Вместе с тем у человека обнаруживаются способности к произвольной психической регуляции некоторых биологических процессов и состояний, что расширяет его адаптационные возможности.
Изучение физиологических регуляторных механизмов А. имеет большое значение для решения прикладных проблем психофизиологии, медицинской психологии, эргономики и др. Особый интерес для этих наук представляют адаптационные реакции организма на неблагоприятные воздействия значительной интенсивности (экстремальные условия), которые нередко возникают в различных видах профессиональной деятельности, а иногда и в повседневной жизни людей; совокупность таких реакций называется адаптационным синдромом.
Психологический аспект А. (частично перекрывается понятием А. социальной) – приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами. Процесс активного приспособления индивида к условиям соц. среды называется социальной А. Последняя осуществляется путем усвоения представлений о нормах и ценностях данного общества (как в широком смысле, так и применительно к ближайшему соц. окружению – общественной группе, трудовому коллективу, семье). Основные проявления соц. А. – взаимодействие (в т. ч. общение) человека с окружающими людьми и его активная деятельность. Важнейшим средством достижения успешной соц. А. являются общее образование и воспитание, а также трудовая и профессиональная подготовка.
Особые трудности соц. А. испытывают лица с психическими и физическими недостатками (дефектами слуха, зрения, речи и т. д.). В этих случаях А. способствует применение в процессе обучения и в повседневной жизни различных специальных средств коррекции нарушенных и компенсации отсутствующих функций (см. Специальная психология).
Спектр изучаемых в психологии процессов А. весьма широк. В дополнение к отмеченным сенсорной А., соц. А., А. к экстремальным условиям жизни и деятельности в психологии изучались процессы А. к инвертированному и смещенному зрению, получившие название перцептивной, или сенсомоторной А. Последнее название отражает то значение, которое имеет двигательная активность субъекта для восстановления адекватности восприятия в данных условиях.
Существует мнение, что в последние десятилетия в психологии возникла новая и самостоятельная отрасль под названием экстремальная психология, которая исследует психологические аспекты А. человека в сверхнормальных условиях существования (под водой, под землей, в Арктике и Антарктике, в пустынях, высокогорье и, конечно, в космосе). (Е. В. Филиппова, В. И. Лубовский)
Добавление: Психологический аспект процессов А. живых существ заключается прежде всего в адаптационной трактовке поведения и психики. С эволюционной т. зр. возникновение психической деятельности явилось качественно новой ступенью в развитии механизмов и способов биологической А. Без этого механизма эволюция жизни представляла бы совершенно иную картину по сравнению с той, которую изучает биология. Глубокие мысли о психическом факторе эволюции и А. к изменяющимся, нестационарным условиям среды высказал рос. биолог А. Н. Северцов (1866–1936) в своей небольшой работе «Эволюция и психика» (1922). Эта линия подхвачена теоретиками поведенческой экологии (напр., Кребс и Дэвис, 1981), которые прямо ставят задачу точного исследования значения поведения для выживания в эволюционном аспекте.
Несомненно, что в структуре образа жизни животных, начиная с простейших, существенную роль играют поведенческие А. Взгляд на поведение и его психическую регуляцию как на активные формы А. развивался многими психологами т. н. функционалистской ориентации. У истоков функционализма в психологии стоял, как известно, У. Джемс, но ранний функционализм не сумел даже выдвинуть программу экоповеденческих и экопсихологических исследований. Тем не менее функционализм дал, в принципе, верное теоретическое представление, в рамках которого могут сопоставляться разные эволюционные формы поведения и психических процессов. На базе этого представления Ж. Пиаже разработал впечатляющую концепцию интеллектуального развития. Сам Пиаже отмечал свою приверженность идеям Э. Клапареда о том, что интеллект выполняет функцию А. к новой (для индивида и биологического вида) обстановке, тогда как навык и инстинкт служат А. к повторяющимся обстоятельствам. Причем инстинкт отчасти похож на интеллект, поскольку его первое использование тоже является А. к новой для индивида (но не для вида) ситуации. Но лишь с реальным развитием зоопсихологии и этологии пришло понимание и обоснование необходимости изучения психики и поведения в структуре (контексте) того целого, которое называется образом жизни. Эта мысль не утрачивает своей справедливости и при переходе в область психологии человека (см. Экологическая психология). (Б. М.)

Тема 4. АДАПТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ

146. Адаптация — это:
а) приспособление работника к новым профессиональным, социальным и организационно-экономическим условиям труда;
б) взаимное приспособление работника и организации путем постепенной врабатываемости сотрудника в новых условиях;
в) приспособление организации к изменяющимся внешним условиям;
г) процесс повышения квалификации нового работника;
д) ответы «а» и «г»

147. Как обеспечить эффективную интеграцию нового сотрудника в организацию:
а) достоверная и полная предварительная информация об организации и подразделении, где предстоит работнику трудиться;
б) использование испытательного срока для новичка;
в) регулярные собеседования новичка с руководителем его подразделения и представителем кадровой службы;
г) введение в должность;
д) все вместе

148. В чем заключается социально-психологический аспект адаптации?
а) приспособление к новым физическим и психологическим нагрузкам;
б) приспособление к относительно новому социуму;
в) усвоение роли и организационного статуса рабочего места в структуре организации;
г) полное и успешное овладение новой профессией, т.е. привыкание, приспособление к содержанию и характеру труда, его условиям и организации;
д) адаптация к трудовой деятельности на уровне организма работника как целого, результатом чего становятся меньшие изменения его функционального состояния

149. Выделите ключевой элемент адаптации
а) знакомство непосредственно с рабочим местом;
б) знакомство с предприятием;
в) опыт работы;
г) налаживание внешних коммуникаций;
д) снижение конфликтности

150. Для ускорения процесса адаптации нового сотрудника необходимо:
а) позволить ему самостоятельно во всем разобраться;
б) познакомить его со спецификой организации и с сотрудниками;
в) постоянно контролировать его работу и давать оценки и советы;
г) изолировать его от влияния коллег;
д) не вмешиваться в процесс адаптации нового работника

151. Какие виды адаптации выделяют ученые?
а) первичная, вторичная, функциональная;
б) устойчивая, неустойчивая, прогрессирующая;
в) скрытая, явная, фрикционная;
г) профессиональная, психофизическая, социально-психологическая;
д) экономическая, социальная, политическая

152. Какие два направления адаптации выделяют в управлении персоналом?
а) первичная, вторичная;
б) функциональная, структурная;
в) основная, вспомогательная;
г) внешняя, внутренняя;
д) явная, скрытая

153. Какой из ниже перечисленных видов адаптации относят к вторичной адаптации?
а) санитарно-гигиеническая адаптация;
б) экономическая;
в) социально-психологическая;
г) организационно-административная;
д) прогрессирующая

154. Какой из перечисленных пунктов является особенно важным для эффективной работы руководителя?
а) выбор стиля управления, приемлемого для данной организации;
б) сокращение управленческого штата на предприятии;
в) способность менеджера к творческой инициативе;
г) приспособление под требования подчиненных;
д) дружелюбное отношение к подчиненным

155. Механизм управления профессиональной ориентацией и адаптацией осуществляется через …
а) формирование органов образования;
б) формирование и развитие системы органов управления различного уровня;
в) формирование и развитие системы органов контроля различного уровня;
г) сокращение текучести рабочей силы;
д) формирование и развитие технической системы

156. Новый сотрудник приходит в отдел, где все работники давно знают друг друга и привыкли работать в команде. Они не стремятся общаться с новичком, предпочитая сначала к нему присмотреться. С Вашей точки зрения, как должен поступить руководитель в подобной ситуации?
а) назначить одного из сотрудников наставником новичка и попросить помочь адаптироваться;
б) опекать новичка, контролировать его действия и защищать от критики других сотрудников;
в) не вмешиваться в процесс адаптации, чтобы новичок сам решал свои проблемы;
г) заставить работников признать новичка;
д) изолировать нового сотрудника во избежание негативных последствий

157. Обязанности, которые прежде выполнялись одним сотрудником, планируется распределить между двумя работниками. При этом один из них — новичок в организации. На ваш взгляд, следует:
а) позволить им самостоятельно разделить функции;
б) посоветовать опытному сотруднику отдать новичку более легкую работу;
в) составить должностные инструкции для обоих;
г) дать новичку более сложную работу для ускорения процесса адаптации;
д) изолировать нового сотрудника во избежание негативных последствий

158. Один из кандидатов на вакантную должность получил хорошее образование, мотивирован на работу в вашей компании и умеет легко находить общий язык с людьми. Но у него отсутствует опыт работы в аналогичной должности. На Ваш взгляд, следует:
а) отказать ему в приеме на работу;
б) принять с испытательным сроком;
в) принять без испытательного срока;
г) принять, но с более низким жалованием;
д) порекомендовать обратиться через год – после обретения опыта

159. Определите одну из стадий адаптации:
а) ассимиляция;
б) выплата заработной платы;
в) «акклиматизация»;
г) конфронтация;
д) легализация

160. Организационно — административная адаптация позволяет работнику:
а) ознакомиться с экономическим механизмом управления организацией;
б) ознакомиться с особенностями организационного механизма управления, местом своего подразделения в организационной структуре;
в) включиться в систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями;
г) ознакомиться с новыми требованиями трудовой, производственной и технологической дисциплины;
д) ознакомиться с правовой стороной деятельности организации

161. Период адаптации к новым обязанностям:
а) более продолжителен в случае привлечения с помощью внутренних источников найма;
б) более продолжителен в случае привлечения с помощью внешних источников найма;
в) примерно одинаков по продолжительности для всех и не зависит от источников привлечения персонала;
г) зависит только от уровня образования человека;
д) зависит только от психологических особенностей личности

162. По результатам исследований, полная адаптация работника в коллективе завершается, как правило, по окончании:
а) первого года работы;
б) двух лет работы;
в) трех лет работы;
г) пяти лет работы;
д) десяти лет работы;

163. Под профессиональной адаптацией обычно понимают:
а) приобретение навыков, освоение новых приемов в выполнении работы;
б) освоение правил и норм взаимоотношений в коллективе;
в) привыкание к новым людям;
г) адаптация к трудовой деятельности на уровне организма работника как целого;
д) адаптация к ближайшему социальному окружению

164. Приспособление молодых сотрудников, не имеющих опыта профессиональной деятельности – это:
а) первичная адаптация;
б) вторичная адаптация;
в) второстепенная;
г) факторная;
д) регрессивная

165. Психофизиологическая адаптация характеризует:
а) приспособление работника к относительно новому социуму, нормам поведения; налаживание контактов;
б) приобретение или доработку трудовых способностей (профессиональных знаний, навыков), изучение технологического процесса;
в) приспособление к новым физическим и психологически нагрузкам, условиям труда;
г) усвоение роли или организационного статуса рабочего места и подразделения в общей организационной структуре, понимание механизма управления;
д) обсуждение новейших разработок и определение приоритетных направлений развития персонала, исходя из целей и задач инновации

166. С какого процесса начинается адаптация работника в коллективе?
а) приспособления;
б) ориентации;
в) идентификации;
г) стереотипизации;
д) аккредитации

167. Чем характеризуется полная адаптация?
а) сочетанием профессионального обучения, переподготовки и повышения квалификации кадров, а также планирования карьеры персонала организации;
б) сочетанием высокого уровня овладения специальностью, полного освоения порученной работы с устойчивым положительным отношением к специальности (прочным намерением продолжить работу по ней) и достаточно высокой степенью удовлетворенности взаимоотношениями в группе и своей позицией в коллективе;
в) сочетанием мер по профинформации, профконсультированию, профподбору и профадаптации, которые помогают человеку выбрать профессию, наиболее соответствующую потребностям общества и его личным способностям и особенностям;
г) признанием новичка другими сотрудниками;
д) снижением трудовой мотивации

168. Что относится к социально-психологическим процессам в коллективе?
а) планирование человеческих ресурсов, стимулирование труда, прогнозирование, управление карьерой;
б) обучение, аттестация, оценка потенциала, развитие способностей и навыков;
в) адаптация, коммуникация, идентификация, интеграция;
г) планирование карьеры, обучение, стажировки;
д) материальное стимулирование труда – повышение зарплаты, премирование

169. Что подразумевается под процессом ориентации сотрудника?
А) получение сотрудником информации об организации, где он начинает работать;
Б) возможность работника выбрать организацию, где он хотел бы работать;
В) выбор учебного заведения, где работник хотел бы пройти профессиональную подготовку;
г) завершающий этап процесса адаптации;
д) подготовка к уходу из организации

170. Что способствует уменьшению стрессовых ситуаций руководителя?
а) правильная организация труда;
б) демократический стиль руководства;
в) возраст менеджера;
г) пол менеджера;
д) увеличение функциональных обязанностей и ответственности

> Адаптация организмов к факторам среды обитания

Понятие адаптации и ее виды

Приспособления организмов к окружающей среде носят название адаптации. Под адаптациями понимаются любые изменения в структуре и функциях организмов, повышающие их шансы на выживание.

Известно два типа адаптации: генотипическая и фенотипическая.

По определению Большой медицинской энциклопедии (БМЭ): «…генотипическая адаптация возникает вследствие отбора клеток с определенным генотипом, обуславливающим выносливость». Это определение не безупречно, так как оно не отражает того, к какому виду нагрузок относится выносливость, так как в большинстве случаев, приобретая одни преимущества, живые организмы теряют другие. Если, например, растение хорошо переносит жаркий засушливый климат, то, скорее всего, оно будет плохо переносить холодный и влажный.

Что же касается фенотипической адаптации, то к настоящему времени нет строгого определения этого термина.

По определению БМЭ «… фенотипическая адаптация возникает как защитная реакция на действие повреждающего фактора».

По определению Ф.З. Меерсона «Фенотипическая адаптация — развивающийся в ходе индивидуальной жизни процесс, в результате которого организм приобретает отсутствующую ранее устойчивость к определенному фактору внешней среды и таким образом получает возможность жить в условиях, ранее не совместимых с жизнью…».

Способность к адаптациям — одно из основных свойств жизни вообще, так как обеспечивает и саму возможность ее существования, возможность организмов выживать и размножаться. Адаптации проявляются на разных уровнях: от биохимии клеток и поведения отдельных организмов до строения и функционирования сообществ и экологических систем. Адаптации возникают и развиваются в ходе эволюции видов.

Механизмы адаптации

Основные механизмы адаптации на уровне организма:

1) биохимические — проявляются во внутриклеточных процессах, как, например, смена работы ферментов или изменение их количества;

2) физиологические — например, усиление потоотделения при повышении температуры у ряда видов;

3) морфо-анатомические — особенности строения и формы тела, связанные с образом жизни;

4) поведенческие — например, поиск животными благоприятных мест обитания, создание нор, гнезд и т.п.;

5) онтогенетические — ускорение или замедление индивидуального развития, способствующие выживанию при изменении условий.

Рассмотрим эти механизмы подробнее.

Биохимические механизмы. Животные, обитающие в прибрежной (литоральной) зоне моря, хорошо адаптированы к воздействиям неблагоприятных факторов окружающей среды и благодаря набору адаптаций способны выживать в условиях недостатка кислорода. В частности: у них развиты дополнительные механизмы потребления кислорода из окружающей среды; они способны поддерживать внутренние энергетические ресурсы организма, переключаясь на анаэробные метаболические пути; они снижают скорость своего общего метаболизма в ответ на действие низких концентраций кислорода в морской воде. Причем третий способ считается основным и одним из важнейших механизмов адаптации к недостатку кислорода для многих видов морских моллюсков. Во время периодических обсыханий, возникающих в результате приливно-отливных циклов, литоральные двустворчатые моллюски подвергаются воздействию краткосрочной аноксии и переключают свой метаболизм на анаэробный путь. Вследствие этого они считаются типичными факультативными анаэробными организмами. Известно, что интенсивность обмена у морских Bivalvia при аноксии снижается более чем в 18 раз. Снижая скорость метаболизма, гипоксия/аноксия в значительной степени влияет на ростовые и многие другие физиологические характеристики моллюсков.

В ходе эволюции морские двустворчатые моллюски выработали комплекс биохимических адаптаций, которые позволяют им переживать неблагоприятное воздействие краткосрочной аноксии. Вследствие прикрепленного образа жизни биохимические адаптации у двустворчатых моллюсков более разнообразны и выражены в большей степени, чем у свободноживущих организмов, у которых в первую очередь развиты поведенческие и физиологические механизмы, позволяющие избежать кратковременных неблагоприятных воздействий окружающей среды.

У морских моллюсков описано несколько механизмов регуляции уровня метаболизма. Одним из них является изменение скорости гликолитических реакций. Например, для Bivalvia характерно аллостерическое регулирование активности ферментов в условиях аноксии, в ходе которого метаболиты оказывают воздействие на специфические локусы ферментов. Одним из важных механизмов снижения скорости общего метаболизма служит обратимое фосфорилирование белков. Такие изменения в структуре белков вызывают значительные модификации в активности многих ферментов и функциональных белков, участвующих во всех процессах жизнедеятельности организма. Например, у Littorea littorea, как и у большинства моллюсков, устойчивых к аноксии, обратимое фосфорилирование некоторых ферментов гликолиза способствует перенаправлению потока углерода в анаэробный путь ферментативного метаболизма, а также подавлению скорости гликолитического пути.

Несмотря на то, что снижение скорости метаболизма является количественно выгодным механизмом, способствующим выживанию морских моллюсков в условиях аноксии, активация модифицированных путей метаболизма также играет важную роль в процессах адаптаций морских моллюсков к низким концентрациям кислорода в морской воде. В ходе данных реакций в значительной степени увеличивается выход АТФ и образуются некислотные и/или летучие конечные продукты, способствующие в свою очередь сохранению гомеостаза клетки в условиях аноксии.

Итак, биохимическая адаптация часто является крайним средством, к которому организм прибегает, когда у него нет поведенческих или физиологических способов избежать неблагоприятного воздействия среды.

Поскольку биохимическая адаптация — не легкий путь, часто организмам проще найти подходящую среду путем миграции, чем перестроить химизм клетки. В случае прикрепленных морских прибрежных двустворчатых моллюсков миграция к благоприятным условиям среды невозможна, поэтому у них хорошо развиты механизмы регуляции метаболизма, позволяющие им адаптироваться к постоянно изменяющейся прибрежной зоне моря, для которой характерны периодические осушения.

Физиологические механизмы. Тепловая адаптация обусловлена совокупностью специфических физиологических изменений. Главными из них являются усиление потоотделения, снижение температуры ядра и оболочки тела и уменьшение частоты сердечных сокращений при нагрузке по мере пребывания в условиях повышенной температуры (табл. 1).

Таблица 1. Адаптационные физиологические изменения у человека в условиях повышенной температуры окружающей среды

Система

Изменения

Потоотделение

Более быстрое начало потоотделения (при работе), т. е. снижение температурного порога потоотделения.

Повышение скорости потоотделения

Кровь и кровообращение

Более равномерное распределение пота по поверхности тела. Снижение содержания солей в поте. Снижение ЧСС.

Усиление кожного кровотока.

Увеличение систолического объема.

Увеличение объема циркулирующей крови.

Снижение степени рабочей гемоконцентраций.

Более быстрое перераспределение крови (в систему кожных сосудов).

Приближение кровотока к поверхности тела и более эффективное его распределение по поверхности тела.

Уменьшение падения чревного и почечного кровотоков (во время работы)

Терморегуляция

Снижение температуры ядра и оболочки тела в покое и при мышечной работе.

Рост устойчивости организма к повышенной температуре тела

Дахание

Уменьшение отдышки

Морфо-анатомические механизмы. Так, известная всем белка обладает хорошей морфофункциональной приспособленностью, которая позволяет выжить в среде обитания. К приспособительным внешним признакам строения белки относятся следующие:

— острые загнутые когти, позволяющие хорошо цепляться, удерживаться и передвигаться по дереву;

— сильные и более длинные, чем передние, задние ноги, которые дают возможность делать белке большие прыжки;

— длинный и пушистый хвост, действующий как парашют в прыжках и согревающий ее в гнезде в холодное время года;

— острые, самозатачивающиеся зубы, что позволяет грызть твердую пищу;

— линька шерсти, которая помогает белке не замерзнуть зимой и чувствовать себя легче летом, а также обеспечивает смену маскировочной окраски.

Эти приспособительные особенности позволяют белке легко передвигаться по деревьям во всех направлениях, находить пищу и поедать ее, спасаться от врагов, делать гнездо и выращивать потомство, оставаться оседлым животным, несмотря на сезонные перепады температуры. Таким образом осуществляется взаимосвязь белки со средой обитания.

Поведенческие механизмы. Кроме примеров поисковой активности благоприятных мест обитания, научения, стратегии поведения в условиях угрозы (борьба, бегство, замирание), объединения в группы, постоянной мотивированности интересами выживания и продолжения рода, можно привести и другой яркий пример.

В естественных и экспериментальных условиях водной среды как морские, так и пресноводные виды рыб ориентируются с использованием элементов поведения. При этом происходит как пространственная, так и временная адаптация к различным факторам — температуре, освещенности, содержанию кислорода, скорости течения и др. Достаточно часто у рыб наблюдается феномен самопроизвольного выбора того или иного фактора среды, например, ориентация по градиенту температуры воды. Поведенческие механизмы ориентации рыб по отношению к температурному фактору среды часто аналогичны либо незначительно отличаются от реакции на другие факторы.

Онтогенетические механизмы. Системы онтогенетической адаптации — это фундамент, который обеспечивает выживание и успешное размножение достаточного числа особей в привычных для популяции условиях обитания. Их сохранение настолько важно для выживания видов, что в эволюции возникла целая группа генетических систем, которые призваны служить барьером, охраняющим системы онтогенетической адаптации от разрушительного воздействия тех эволюционных факторов, которые когда-то способствовали их формированию.

Различают следующие подвиды данного вида адаптации:

— генотипическая адаптация — отбор наследственно детерминированной (изменение генотипа) повышенной приспособленности к измененным условиям (спонтанный мутагенез);

— фенотипическая адаптация — при этом отборе изменчивость ограничена нормой реакции, определяемой стабильным генотипом.

У двукрылых, для которых благодаря наличию гигантских политенных хромосом слюнных желёз возможно выявление тонкой линейной структуры хромосом, часто обнаруживаются целые комплексы видов-близнецов, состоящие из нескольких, почти неразличимых морфологически, близкородственных видов. Для других зоологических видов, у которых нет политенных хромосом, столь тонкая цитологическая диагностика затруднена, но и для них на изолированных архипелагах часто можно наблюдать целые группы близкородственных видов, явно недавнего происхождения, сильно дивергировавших от общего материкового предка. Классическими примерами являются гавайские цветочницы, дарвиновы вьюрки на Галапагосских островах, ящерицы и улитки на Соломоновых островах и многие другие группы эндемических видов. Всё это указывает на возможность множественных актов видообразования, связанных с одиночными эпизодами колонизации, и на широкую адаптивную радиацию, запускающим механизмом которой послужила дестабилизация прежде устойчивого, хорошо интегрированного генома.